Петербургский проект «Хранить вечно» покажут в других городах России.

В Санкт-Петербурге в ЦВЗ «Манеж» завершился музейно-театральный проект
«Хранить вечно», посвященный 100-летию превращения пригородных
резиденций Гатчина, Павловск, Петергоф и Царское Село в музеизаповедники.
За время работы выставку-спектакль «Хранить вечно» посетили
более 18 тысяч человек.
Музейно-театральный проект «Хранить вечно» — это история страны и
пригородных музеев-заповедников, рассказанная через судьбу отдельного
человека. Алиса Фрейндлих читает дневник вымышленного персонажа — девочки,
девушки, а затем взрослой женщины, жизнь которой была тесно связана с
историей бывших царских резиденций.
Новаторское соединение музейных и театральных принципов организации
пространства, наличие драматургической основы, применение новейших
театральных технологий вывело проект «Хранить вечно» на принципиально иной
уровень экспозиционной практики, превратив привычные, традиционные способы
организации выставки в спектакль-путешествие.
Рекордная для центральной выставочной площадки цифра посещаемости проекта
имела и качественное измерение. После посещения спектакля-выставки слова
благодарности на «стене отзывов» оставили представители самых разных
социальных групп: блокадники, музейные работники, школьники, студенты,
искусствоведы, учителя. Почетными гостями проекта стали вице-премьер РФ
Ольга Голодец, министр культуры РФ Владимир Мединский, директор Эрмитажа
Михаил Пиотровский, кинорежиссеры Никита Михалков, Тимур Бекмамбетов,
ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе,
народная артистка РФ Лия Ахеджакова, народный артист СССР Олег Басилашвили,
заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном
федеральном округе Любовь Совершаева, и. о. губернатора Санкт-Петербурга
Александр Говорунов и многие другие.
Зрительские впечатления и эмоции имели продолжение в Instagram
(#хранитьвечно).
В прессе «Хранить вечно» был назван одним из главных (Afisha) и оригинальных
(The Village) выставочных проектов осени. «Хранить вечно» получил
положительные отзывы профессионалов: искусствоведов и театральных критиков.
После своего завершения в стенах Центрального Манежа проект «Хранить
вечно» получит новую жизнь.
Во время работы экспозиции началась работа по созданию сразу нескольких
виртуальных и видеопроектов, включая видеоверсию спектакля-путешествия
«Хранить вечно». Документальная съемка о проекте осуществлялась как в
пространстве Манежа, так и в городской среде. В съемках была использована
технология 3D-панорамы 360°. В основу повествования лягут более 200 интервью,
специально взятые во время работы проекта. Так уникальная экспозиция на стыке
выставочной и театральной практики обретет и кинематографическое измерение.
Кроме того, по предложениям партнеров, спонсоров и представителей властей
организаторы проекта работают над созданием передвижной версии «Хранить
вечно» для показа в Москве, других городах России и за рубежом.
Соорганизатором и продюсером проекта «Хранить вечно» выступила компания
«Культура потребления», специализирующаяся на социокультурном
программировании.
Андрей Могучий, режиссер-постановщик проекта, художественный
руководитель Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова:
«Идея объединить театр и музей возникла где-то год-полтора назад, и
принадлежала она директорам музеев-заповедников. С этой идеей они
обратились ко мне. Нужно было придумать что-то такое, что лаконично и
чувственно могло рассказать о непростой, во многом трагической истории
резиденций за последние сто лет. И, что самое главное, о людях:
экскурсоводах, хранителях, научных сотрудниках. Людях, для которых
ценность истории страны, ценность искусства, ценность красоты были выше
ценности собственной жизни. Такие люди были, и благодаря им, этим людям,
мы сегодня можем идентифицировать себя со временем и страной. Это был
очень важный опыт для меня».
Ольга Таратынова, директор Государственного музея-заповедника «Царское
Село»: «Эта выставка-спектакль стала ярким событием в культурной жизни
Петербурга. И дело даже не в том, что Манеж опоясывали очереди и у входа
спрашивали лишний билетик. Главное, что подлинные музейные предметы и
театральные образы зазвучали вместе, оживив историю».
Елена Кальницкая, генеральный директор Государственного музеязаповедника
«Петергоф»: «Проект “Хранить вечно” имел несомненный
зрительский успех. История, рассказанная с помощью образов, оказалась
понятна и близка людям разных возрастов, которым дороги город на Неве и
его пригороды».
Вера Дементьева, директор Государственного музея-заповедника
«Павловск»: «Созданная образным языком театра и музея летопись вызывала
настоящее эмоциональное потрясение: как тесно музейная жизнь,
проходящая, казалось бы, в незыблемой тишине, была связана с жизнью
страны, с ее трагедиями! “Хранить вечно” — это не только достоверность
архивных документов. Это долг нашей с вами общей памяти».
Василий Панкратов, директор Государственного музея-заповедника
«Гатчина»: «Театральные приемы в решении музейной экспозиции делают
проект “Хранить вечно” уникальным, ведь он дал зрителю возможность
почувствовать эпоху через личное высказывание, эмоции и образы. Мы
надеемся, что зрители, которые побывали в Манеже, в будущем приедут в
Гатчину, Царское Село, Петергоф и Павловск, чтобы воочию увидеть их
великолепные дворцы и парки».
Павел Пригара, директор Центрального выставочного зала «Манеж»:
«Музейно-театральный проект “Хранить вечно” стал удивительным опытом
для Манежа. На стене, которую отдали посетителям под отзывы, уже через
неделю не осталось места: люди благодарили музеи-заповедники, режиссера и
всю команду проекта. Мы, в свою очередь, благодарны жителям Петербурга за
такой интерес к выставке».
Дария Женихова, генеральный продюсер проекта, директор компании
«Культура потребления»: «“Хранить вечно” — эксперимент для каждого из
300 участников и создателей проекта. И мы работаем над тем, чтобы он не
завершился в выставочном архиве, а жил и развивался в сторону
кинематографа, анимации, видеоарта и новых междисциплинарных форматов,
которые еще удивят публику и мировое музейное сообщество».
Материал предоставлен Анастасией Постика.