900 дней блокады


Эта тема не оставляет людей в равнодушии. Особенно ленинградцев-петербуржцев. Санкт-Петербургский музей «Русский Левша» (Итальянская ул. 35), музей, хранящий тайны умельцев-россиян, не остался в стороне от этой волнующей темы: планировал к 75-летию Великой Победы открыть необычную выставку картин, созданных студией флористического дизайна «Волшебная соломка» Петербургского государственного бюджетного учреждения «Культурно-досуговый комплекс «Красносельский» —- «Была война, была блокада, …была Победа».
Увы, не случилось!
Однако, несмотря на карантинные условия, коллектив музея, вместе с вдохновителем, руководителем студии «Волшебной соломки» Г.П.Энгельке, произвели монтаж работ художников-любителей в стенах музея. И теперь ждут официального разрешения на показ этой уникальной выставки массовому зрителю.
Поэт Юрий Воронов четко обозначил значение той суровой поры:
Неверно,
Что сейчас от той зимы
Остались
Лишь могильные холмы.
И тридцать лет,
И ,сорок лет пройдет,
А нам
От той зимы не отогреться.
Нас от нее ничто не оторвёт.
Мы с ней всегда —
И памятью и сердцем.
Георгий Павлович Энгельке родился в 1936 году в Ленинграде. Отец его прошел всю войну до Берлина. Мать, опухшая от голода, в осажденном городе, оставалась с детьми. В 1942 году они были эвакуированы, но в детскую память навечно впечатались закутанные изможденные люди, разрушенные от бомбежек дома, раненые.
Более сорока лет Энгельке делает картины из соломки, теплого природного материала. Процесс очень трудоемкий: нужно выбрать подходящую солому хлебного колоса, правильно ее распарить, наклеить, пройтись в завершении обычным утюгом. Он не профессиональный художник, этот ребенок блокадного Ленинграда, а увлекся Георгий Павлович художественной работой с соломой после посещения в 1976 году выставки агронома Уманова в Этнографическом музее. Тогда в экспозициях были представлены великолепные картины умельца с храмами, созданными именного из этого природного материала. И захотелось попробовать на себе это декоративно-прикладное искусство, создать что-свое. Получилось, появились и темы «Экология», «Мир животных», «Пушкиниана», «Литературный Петербург» и другие. И это хобби стало смыслом жизни. Появились ученики-любители, возраст которых от десяти до девяноста лет.

900 дней блокады


Особая тема творчества — блокада. Студия флористики «Волшебная соломка» — участник и лауреат районных, городских, всероссийских конкурсов и фестивалей. Проведено более 190 выставок и 60 мастер-классов в родном городе, Москве, на Кольском полуострове, городах и районах Ленинградской области, а также во Франции и Великобритании.
В октябре 2019 года Г.П.Энгельке награжден Дипломом «За лучший кураторский проект» на Межрегиональном этапе смотра-конкурса «Салют Победы» в Твери.
В Музее ждут «отмашки» — разрешения на работу, т.е. прием посетителей. Ждет этого и подготовленная выставка. Здесь есть, что посмотреть, задуматься и прочувствовать. А показ будет сопровождаться авторским рассказом о тех суровых годах военной блокады, обещают в «Русском Левше», в патефонном сопровождении песен того военного времени.
При подготовке этого материала, мне попалось стихотворение Н.Радченко, которое тронуло меня.
«Черное дуло блокадной ночи…Холодно, холодно, холодно очень…
Вставлено вместо стекла картонка… Вместо соседнего дома — воронка.
Поздно. А мамы все нет от чего-то. Еле живая ушла на работу.
Есть очень хочется… Страшно. Темно. Умер братишка мой…
Утром… Давно… Вышла вода… Не дойти до работы. Устал.
Сил уже никаких. Ниточка жизни натянута тонко.
А на столе на отца похоронка…».

900 дней блокады