Александр ВЕДЕРНИКОВ и оркестр Михайловского театра в Большом зале филармонии. 12.02

12 февраля 2020 года, 20:00

Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича Михайловская ул., 2)

Симфонический оркестр и хор Михайловского театра представят программу из вокально-симфонических сочинений Сергея Рахманинова.

Дирижер Александр Ведерников

Солисты Анастасия Москвина — сопрано; Гиорги Стуруа — тенор; Борис Пинхасович – баритон

Три русских песни для хора и оркестра

Кантата «Весна»

Поэма для смешанного хора, оркестра и трех солистов «Колокола»

«Продолжается цикл филармонических концертов, которые мы с музыкантами Михайловского театра начали в декабре, — говорит главный дирижер и музыкальный руководитель театра Александр Ведерников. — В феврале мы предложим слушателям программу-антологию, объединяющую вещи, которые Рахманинов написал в кантатно-ораториальном жанре. Хотя три сочинения прекрасно укладываются в один концерт, вместе их исполняют нечасто. Между тем это редкая возможность проследить, как развивался хоровой и оркестровый стиль Рахманинова, как менялся занимавший его круг образов».

Кантата «Весна», созданная в 1902 году, вслед за гениальным Вторым фортепианным концертом, ознаменовала триумфальное возвращение Рахманинова к сочинительству после кризисного периода. Жизнеутверждающая, светлая, полная любви музыка на знаменитое стихотворение Некрасова «Зеленый шум» была тепло встречена публикой и удостоена Глинкинской премии.

Поэма «Колокола» на текст Эдгара По в переводе Константина Бальмонта, впервые исполненная в Петербурге в декабре 1913 года, стала одним из самых значительных русских сочинений предвоенного периода. По словам Александра Ведерникова, это «мощная партитура, фреска, объединенная сквозной идеей». Колокольный звон, сопровождающий человека на разных этапах его жизни, может быть символом радости и торжества, пожаров и катаклизмов, отчаяния и просветленности.

Три русские песни – первое после более чем десятилетнего перерыва сочинение Рахманинова, представленное публике в эмиграции, в 1927 году в Филадельфии. Это одно из немногих обращений композитора к подлинному народному творчеству. Две последние песни связаны с именами Федора Шаляпина и Надежды Плевицкой. «Эх, ты Ванька» – одна из лучших народных песен в шаляпинском репертуаре. «Белилицы, румяницы вы мои» Сергей Васильевич записал на пластинку вместе с Надеждой Плевицкой.

«Мне доставляет большое удовольствие представить наших солистов, — говорит Александр Ведерников. — Думаю, Бориса Пинхасовича особо представлять не нужно, лидирующий солист Михайловского театра имеет мировую известность. Он исполнит сольную партию в кантате «Весна» и партию баритона в «Колоколах». Анастасия Москвина – одна из лучших сопрано Белорусского Большого театра. Она, так же как замечательный молодой тенор Гиорги Стуруа, регулярно выходит на сцену в репертуарных спектаклях Михайловского театра».

· Цикл филармонических концертов оркестра и хора Михайловского театра под управлением главного дирижера и музыкального руководителя Александра

Ведерникова начался 4 декабря. Тогда прозвучал Тройной концерт Бетховена и «Жизнь героя» Рихарда Штрауса.

· Завершится цикл концертов этого сезона 6 мая исполнением Восьмой симфонии Густава Малера — одного из самых масштабных симфонических произведений в мировом репертуаре.

Справка об оркестре:

ОРКЕСТР МИХАЙЛОВСКОГО ТЕАТРА

Оркестр Михайловского театра уже с момента создания этого уникального музыкального коллектива был его главным художественным звеном, представляя собой сообщество музыкантов, перед которым отступали технические сложности, которым был под силу самый разнообразный репертуар. Под руководством опытных лидеров уже к середине 1920-х годов, когда пост главного дирижёра и художественного руководителя театра занял С. Самосуд, оркестр освоил лучшие сочинения русской и зарубежной оперной классики, привлекая к сотрудничеству интересных, новаторски мыслящих композиторов: Э. Кшенека («Прыжок через тень», 1927 и «Джонни наигрывает», 1928), Э. Дресселя («Колумб», 1929). В 1930-х на сцене театра состоялись мировые премьеры опер Д. Шостаковича – «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934), первое исполнение оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» (1935) – постановок, принёсших театру славу «лаборатории советской оперы». К концу третьего десятилетия относятся первые выступления К. Кондрашина, Э. Грикурова, Б. Хайкина, под управлением которых оркестр даже в эвакуации вёл активную выездную концертную деятельность, одним из первых в стране исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Шостаковича. Послевоенный период в жизни театра, открывшийся мировой премьерой оперы С. Прокофьева «Война и мир» (1946), связан с именами таких дирижёров, как Ю. Богданов, Е. Корнблит, Г. Дониях, Г. Проваторов, А. Анисимов. Значительный вклад в развитие искусства Малого оперного внесли Г. Ержемский, К. Зандерлинг, Ю. Темирканов, А. Найдёнов, А. Дмитриев. Индивидуально ярко проявили себя в качестве творческих лидеров П. Бубельников, В. Кожин, А. Аниханов. Деятельность каждого из них – незабываемая страница в многоликой истории оркестра театра.

Творческая жизнь оркестра успешно продолжается и сегодня. Процессы стремительного художественного обновления и профессионального роста в Михайловском театре за последние несколько лет в значительной степени затронули и оркестр. В 2012 году музыкальное руководство взял на себя дирижёр Михаил Татарников, уделявший большое внимание концертной деятельности, развитию коллектива, его совершенствованию не только в исполнении произведений сложившегося театрального репертуара, но и в других музыкальных жанрах. Под его руководством оркестр вёл активную гастрольную деятельность, регулярно давал концерты симфонической и камерной музыки, представляя публике новый взгляд на шедевры мировой классики и сочинения современных композиторов.

В феврале 2019 года пост музыкального руководителя и главного дирижёра Михайловского театра занял заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Ведерников, музыкант, имеющий широкую известность и пользующийся уважением во всём мире. Первой постановкой маэстро в Михайловском театре стала «Аида» Джузеппе Верди, премьера которой состоялась в ноябре 2019 года.