Английский фарфор и фаянс цвета сливок

9 декабря в Буфетной Павловского дворца открывается выставка «Английский фарфор и фаянс» из собрания музея-заповедника «Павловск». Здесь представлено более 40 предметов, многие из которых находятся в коллекции Павловска со времен его первой хозяйки — императрицы Марии Федоровны.

При жизни Марии Федоровны в Павловском дворце насчитывалось 14 английских сервизов, которые поступали в ее резиденцию с 1802 по 1821 год. Прежде всего, это произведения лучших мастеров — Дж. Веджвуда (сына) и Дж. Споуда (сына).

Увлечение императрицы Марии Федоровны английской керамикой было не только данью англомании, утвердившейся в России со времени Екатерины II, но и стремлением заказывать не столь дорогостоящие сервизы, как у знаменитых европейских мануфактур Севра, Вены и Берлина. Некоторое удешевление производства в Англии достигалось, в частности, за счет применения печатного декора (вместо дорогой ручной работы) — собственно английского изобретения. Во второй половине XVIII века при декорировании фарфора англичане использовали как надглазурную, так и подглазурную печать, при этом источником изображений служили популярные гравюры и книжные иллюстрации. У английского фарфора были и другие особенности. Изначально фарфоровая масса не содержала каолина (этим она была близка по составу французскому «мягкому» фарфору). Английский костяной фарфор покрывали глазурью с большим количеством свинца, что при обжиге придавало изделиям яркость и блеск.

Особое место при производстве керамики занимали разнообразные каменные массы, для изготовления которых использовали огнеупорные и тугоплавкие глины. Яшмовая масса, открытая в середине 1770-х гг. Джозайей Веджвудом, — это материал, окрашенный оксидами металлов в зеленый, лиловый и желтый тона, но чаще всего в голубой. Изделия из яшмовой массы украшали белым рельефным декором, выполненным в отдельной форме.

Большой популярностью пользовался тонкий английский фаянс «цвета сливок». В 1763 году Веджвуд усовершенствовал состав тонкого фаянса, и после одобрения в 1765 году королевой Шарлоттой, супругой короля Георга III, назвал этот материал «фаянсом королевы».

С 1814 года по случаю больших праздников в Павловском дворце стали постоянно использовать новый сервиз работы Дж. Споуда, сразу же внесенный в Описи дворцового имущества под названием «аглинского фаянцу с темным бортом», доставленный в Павловск в апреле 1814 года. В первый раз его использовали для сервировки стола 27 июля того же года, когда в Розовом павильоне состоялось грандиозное празднование встречи императора Александра I–победителя, вернувшегося в Петербург из парижского похода. Это было пышное театрализованное торжество с многочисленными гостями, которые, безусловно, должны были оценить английский сервиз.

В 1817 году был привезен еще один столовый сервиз работы Дж. Веджвуда, получивший название «сервиз с позолоченным бортом и с вензелем „М“, поскольку в скромный орнаментальный декор был включен небольшой овальный щиток с монограммой императрицы Марии Федоровны в виде буквы „М“ под императорской короной.

Первоначально оба сервиза состояли из более чем 1 500 предметов, до настоящего времени в каждом сохранилось около 300 единиц. Утраты связаны с изъятиями вещей из собрания Павловска в 1920–1930-е гг. и распродажей их через „Антиквариат“.

В коллекции Павловска хранится 61 предмет из чайно-кофейного сервиза „с эмблемами земледелия“», датируемый 1810–1815 гг. работы Дж. Веджвуда. Каждый предмет украшают изображения орудий сельскохозяйственного труда в разных сочетаниях. Декор выполнен в технике печати с последующей ручной доработкой. Сервиз использовался для чаепитий на Ферме (павильоне в Павловском парке) при посещении ее императрицей и ее гостями.

Кроме сервизов в фондах музея хранятся отдельные предметы английской керамики: это различные посудные формы, чайные пары, пластика, керамические пласты и медальоны, декоративные тарелки. Эта коллекция интересна прежде всего как историко-мемориальная, так как большая часть связана с императрицей Марией Федоровной.

Собирательская деятельность музея позволила расширить диапазон представленных керамических производств Англии, предметных форм, используемых керамических масс и способов декора. На выставке представлены наиболее интересные в художественном отношении предметы фонда керамики.