CАША ОКУНЬ. ГДЕ ТЫ?

27 июня в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка современного израильского художника Саши Окуня «Где ты?» На экспозиции будут представлены 33 живописные работы мастера. Основная тема искусства Окуня – человеческая телесность, воплощенная в материальности живописи. Придавая бытовым сценам притчевый характер, художник сохраняет при этом их естественную живость и жизненность.

Саша Окунь – известный иерусалимский художник, преподаватель израильской Академии искусств Бецалель, искусствовед, писатель, журналист, автор романов, рассказов, краеведческих и кулинарных книг.

Окунь родился в 1949-м в Ленинграде и в детстве занимался живописью в студии С.Д. Левина во Дворце пионеров. В 1971-м он окончил факультет промышленного дизайна ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (ныне Государственная Художественно-Промышленная Академия им. А.А. Штиглица). В 1970-х Окунь был членом группы «Алеф», участвовал в знаменитых выставках нонконформистов в ДК им. Газа и ДК «Невский». В 1979-м он репатриировался в Израиль.

Задача, которую в своих живописных работах ставит перед собой Саша Окунь, заключается в поисках красоты в деформации, порождаемой миром. На протяжении многих веков говорить об искусстве почти всегда означало говорить о красоте, совершенстве, гармонии и целостности. Последние десятилетия породили иной ракурс: в искусстве нашли отражение ужасы ХХ века и влияние, которое они оказывают на человека в его не самых лучших проявлениях. Саша Окунь создает свой собственный стиль и не боится работать с красотой деформации, о которой говорят не так часто. Он пытается найти экзистенциальный смысл, лежащий в основе человеческого существования, которое не является ни безупречным, ни гармоничным или целостным. Как говорит сам художник: «Произведение искусства подобно живому организму. И так как жизнь состоит из грязи и земли, а не из дистиллированной воды, изучать ее нужно, обращаясь к ее самым базовым элементам».

На картинах художника человеческая плоть занимает главенствующую позицию. Он изучает и оживляет каждую морщинку, каждый фрагмент дряблой ткани. Плоть есть отражение физического, чувственного и эмоционального состояния человека. Судить о внутренних переживаниях можно, всего лишь посмотрев на плоть и ее деградацию. Одна из самых сильных эмоций, красной нитью проходящая через картины художника, — страх, в скрытой форме присутствующий на холстах. Можно почувствовать и увидеть страх в изображениях фигур: гипертрофированных конечностях, дряблой коже, выражениях лиц, позах мольбы. Это огромный мир человеческих тревог: страха старения, смерти, страха быть одному и страха быть с кем-то, страха быть выставленным напоказ перед всеми или подвергнуться критике, страха перед неизвестным.

Но наряду с тяжеловесными и мрачными изображениями на картинах Саши Окуня всегда присутствует юмор. Его можно заметить в аксессуарах, жестах, едва заметном выражении лица, в каком-либо атрибуте или объекте. Он использует сарказм, юмор и

иронию, чтобы высмеять человеческие недостатки и свести к минимуму любого рода претенциозность. Изображая в своих картинах уродливое и неэстетичное, Саша Окунь заставляет зрителя сочувствовать изображенным. Это критика преклонения перед вечной юностью и красотой, и она порождает целый ряд мыслей о нашем собственном теле, происходящих в нем изменениях и значении всего этого. Отсюда и полемическое название выставки – «Где ты?»

Многие из картин Окуня основаны на мифологических или библейских сюжетах. В свои произведения художник включает отсылки к истории искусства, начиная от греческой классики, Византии и Возрождения и заканчивая экзистенциалистским искусством ХХ века. Однако он никогда не действует прямолинейно, подталкивая зрителя к самостоятельным выводам, размышлениям и суждениям.

Выставка проводится при поддержке Генерального консульства Государства Израиль в Санкт-Петербурге и продлится до 29 июля

Фото из публикаций Русского Музея.