Именно так считал всю свою жизнь великий русский художник И.И. Шишкин.
23 апреля в Корпусе Бенуа Русского музея при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл» открылась выставка «Иван Иванович Шишкин. 1832-1898». На экспозиции представлены около 140 произведений мастера отечественного искусства, которые познакомят широкую публику с малоизвестными и редко участвующими в выставках работами Шишкина из фондов Русского музея: картинами, рисунками, офортами и литографиями.
Что может быть лучше природы…
Живопись, рисунок, офорт и литография… Все это представлено на выставке и обо всех их могут более подробно рассказать специалисты музея. Одно могу сказать от себя, мастерство Шишкина было тем более велико, что он мог пользоваться разными техниками — карандашом, углём, пером и тушью, кистью и сепией. Причем, в своих рисунках он добивался подобия реальности и не мог пожертвовать изобретательностью ради выразительности.
Не буду описывать те произведения, которые представлены в Корпусе Бенуа Русского музея, сами увидите то, что сможет поразить воображение и заставит вас почувствовать нутром величие творения мастера. Лучше я постараюсь дать другой ракурс знакомства с художником мирового значения.
Мы все с самого школьного детства помним и знаем картину Ивана Шишкина, связанную с медведями в лесу. Уверена, что многим она полюбилась, даже, если человек больше увлечен техническими новинками, а не живописью, он ее точно запомнил
Несколько лет тому назад, волей случая, оказалась я в Елабуге , где поступило предложение от моей визави, профессора университета МВД, навестить Дом-музей Шишкина, дом, где родился и жил лет до 20 будущий художник. Елабуга — небольшой городок на высоком берегу Камы. Отец мальчика был небогатым купцом, но считался человеком разносторонне грамотным. Именно он, заметив в своем ребенке любознательность, впечатлительность и одаренность, пробудил в нем с раннего детства интерес к старине, природе, к чтению и любовь к рисованию. И стал навсегда для сына лучшим другом ( об этом говорил в своих воспоминаниях впоследствии Иван Шишкин).
Когда сыну исполнилось 12 лет, он был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, где проучившись четыре года, Ваня в пятый класс не пошел и вернулся в отчий дом, И стал рисовать с натуры — это занятие захватило его полностью. Но не хватало знаний, он чувствовал это и, хотя, патриархальный образ жизни родственников, не желавших его дальнейшего обучения на стороне , опять же отец принял сторону сына, который отправился в Московское училище живописи и ваяния, чтобы стать настоящим художником. Там он становится учеником Аполлона Мокрицкого, который наставлял: «Трудитесь и думайте больше о предмете, чем о способе». Эти слова вошли в сознание ученика : пейзаж с этого времени стал «коронкой» в творчестве Ивана Шишкина.
Жизнь частенько ставила в личном плане тяжелые испытания: смерть жены, детей, порой руки опускались…Однако обучение мастерству и в России и за рубежом, оставили в нем много полезного, нужного
для творческого роста. Увлекся офортом, сохранив свободную и живую манеру рисунка, считал, что «Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы тем самым показываем жизнь».
Великий пейзажист Иван Шишкин уверенно следовал по своему избранному пути, создавая жизненно правдивые и типические образы русской природы. Надо отдать должное, в среде молодых художников мастер живописи пользовался заслуженным уважением, хотя придерживался иной художественной системы.
Неизгладимые впечатления этого присутствуют в его картинах и рисунках. Шишкин был уверен, что Россия — страна пейзажа!.
Жизнь величайшего мастера оборвалась в мастерской за мольбертом, на котором стояла только что начатая картина «Лесное царство»…
I
II