Интервью с Мариной Брусникиной

Автор: Ирина Сорина

МАРИНА БРУСНИКИНА – режиссер, чьи постановки идут во многих театрах Москвы, художественный руководитель театра «Практика», резидентом которого является «Мастерская Брусникина», преподаватель, зав. кафедрой Школы-студии МХАТ. Так получилось, что 2 ноября Марина Станиславовна приехала к нам в рамках проекта «Знание. Театр», в котором она участвовала как член жюри по отбору пьес для молодежи и прочитала лекцию. А 25 ноября она приезжает со спектаклем «В кольцах» театра «Практика», который будет показан на сцене БДТ в рамках фестиваля «Золотая Маска». 

Нам удалось расспросить ее о своей работе, о проектах, в которых она принимает участие.

 — Вы приняли театр «Практика» из рук мужа Дмитрия Брусникина после его скоропостижной кончины. Что он успел сделать в театре?

— Многое успел. Придумал стратегию развития театра на ближайшее время, привел новых резидентов «Мастерскую Брусникина», новую творческую и административную команды, нового директора. Спланировал репертуар нового сезона. 

 — Вы продолжаете его традиции?  Какое Ваше кредо в этом театре? 

— Театр «Практика» — уникальное место на культурной карте Москвы. Во-первых, это свободная резидентская площадка, там нет труппы. Во-вторых, когда он изначально задумывался, он был театром современного текста. И очень важно сохранить традиции этого театра. К нам ходит та публика, которая, возможно, в другие театры не ходит. И при всех изменениях, которые сейчас происходят, очень важно, чтобы театр оставался актуальным. Это, собственно, то, чем я занимаюсь все время, пока я у руля этого театра. Понятно, что изначально я стала этим заниматься, потому что была группа ребят – Мастерская Дмитрия Брусникина, которая практически сразу, закончив институт, стала резидентами этого театра, и нужно было чтобы они продолжали там работать. Поэтому важно было занять место Дмитрия Брусникина. А дальше каждый день возникают конкретные цели по созданию репертуара, по сохранению этих резидентов, по поиску других резидентов. Это постоянная ежедневная работа, направленная на имидж, на культурную составляющую этого места. 

Интервью с Мариной Брусникиной

— Я еще помню, Дмитрий Владимирович (Брусникин) привозил ребят со спектаклем «Путешествие по транссибирской магистрали» на фестиваль «Школа. Студия. Мастерская». 

— «Транссиб» идет до сих пор и пользуется огромным успехом. 

— Этот спектакль создан в стиле вербатим (иначе документальный театр), столь популярный несколько лет назад. Сейчас документальный театр уходит или нет?

— Нет, он по-прежнему популярен. Темы меняются. Допустим, в первой группе Мастерской Дмитрия Брусникина был спектакль «Это тоже я». Понятно, что он был создан в определенное время, и сейчас мы его уже не играем, потому что поменялось время, поменялось наше пространство. Что касается, «Транссиба» — мы его играем, потому что это ближе к сегодняшнему дню. И эта поездка через всю Россию дала такой результат – такое количество характеров, живых людей, судеб. Это наша родина. Это то, чем люди живут. На последнем, четвертом курсе мастерской Брусникина был сделан совершенно замечательный спектакль тоже вербатим «ЧПР» — сокращение от «четвертая промышленная революция». В нем мы говорим об уходящих исчезнувших профессиях и профессиях будущего. Это вообще другая тема. Но это тоже вербатим. И это бесконечно интересно. Мне кажется, сам ход документального театра не исчезает, меняются темы. И чем они разнообразнее, тем лучше. 

— Вы — актриса, заслуженная артистка России, режиссёр, педагог, художественный руководитель театра «Практика». Что для вас первично? 

— Я для себя определила, что главное для меня – это режиссер, потому что я очень много ставлю и ставлю в разных местах. И наверно, сейчас это моя основная профессия. А педагогика, руководство – на самом деле, это сложно разделить. 

— Ваши ученики потом приходят в «Практику»? 

— Что значит, «приходят»? Они работают большой резидентской группой. У нас нет труппы, куда можно приходить. Я к Мастерской Дмитрия Брусникина официально не имею никакого отношения. У них есть худсовет, у них есть директор. Они самостоятельный автономный негосударственный театр, у них нет сцены, они резиденты в театре «Практика». Я художественный руководитель театра «Практика». У нас кроме них есть еще резиденты. 

— Я обратила внимание что Вы для своих постановок берете всегда очень качественные тексты. 

— Спасибо. На самом деле очень много глубокой хорошей интересной литературы и очень много талантливых умных людей. Просто мы не всегда об этом знаем. И очень важно искать. Ведь круг очень широкий, и такие разные направления – и в литературе, и в театре. В театре настолько разные направления сейчас существуют, что даже трудно выбрать эксперта, который бы охватывал все. Кто-то знает про это, кто-то знает про другое. 

— Вы сами предлагаете пьесы для постановки, если Вас приглашают в другие театры, или Вас приглашают на конкретные работы? 

— Всегда сама. Правда, один раз, к юбилею Галины Борисовны Волчек театр «Современник» предложил мне поставить пьесу Анны Батуриной «Фронтовичка». Мне очень понравилась эта пьеса. И в театре «Современник» до сих пор идет мой спектакль «Небылица. История необыкновенной любви» по этой пьесе. Один из моих любимых спектаклей. 

— Как Вы выбираете материал для постановок? 

— Иногда советуюсь, спрашиваю: «Что бы такое почитать? Давайте, рассказывайте». Но как правило сама нахожу. Начинаю смотреть по премиям, что, где отмечалось. Так я нашла Женю Некрасову. Еще в 2019 году я поймала себя на мысли, что давно не читала много и массово, и вдруг выяснилось, что есть очень много интересных авторов-женщин. В том числе Женя Некрасова. И спектакль «В кольцах», который я поставила по ее повести – как раз результат моего знакомства в 2019 году с ее произведениями. Женя – очень талантливая писательница, и я рада, что мы этот спектакль привозим в Питер в рамках фестиваля «Золотая Маска». Этот спектакль вошел в лонг-лист «Золотой Маски» в этом году. У фестиваля есть гастрольная программа, когда они возят спектакли не только победителей, не только те, кто оказался в шорт-листе, но и те спектакли, которые были в лонг-листе, пользующиеся популярностью в Москве. Спектакль «В кольцах» — как раз такой. Он пользуется постоянным интересом у зрителей.

— Ваши спектакли с завидной регулярностью отбираются экспертным советом «Золотой Маски». В чем важность этой премии и этого фестиваля?

— «Золотая Маска» делает очень много важных вещей для развития театрального дела. Это и гастроли, и образовательный модуль, и внимание к провинциальным театрам, к заслугам людей, посвятивших свою жизнь театру. А к такой составляющей, как выбор экспертов или жюри, всегда будут претензии. Всегда, как ни выбери. У всех разные театры в голове. Вот сидят два человека в зале плечом к плечу и порой диаметрально противоположно воспринимают то, что видят. Это так. Таким делом занимаемся. У меня, кстати, нет ни одной Маски.

— Думаю, у Вас все впереди. И при, «Золотая Маска», на мой взгляд, отражает современный театральный процесс. На днях сообщили, что в этом году спектакль Мастерской Брусникина «SHOOT / GET TREASURE / REPEAT» номинирован на «Маску» как лучший спектакль малой формы. Вы это ожидали? 

— А почему нет? Это замечательный спектакль нашего ученика Алексея Мартынова. Дебют его режиссёрский. «Золотая Маска» всегда поддерживает молодых, её интерес к актуальным, острым темам и формам тоже очевиден. 

— В начале ноября вы посетили наш город с театральным фестивалем Российского общества «Знание». Почему вы решили стать частью проекта «Знание. Театр»?

— Меня пригласили. А согласилась я потому, что считаю, что очень важно заниматься молодежью. И путь через приближение к творчеству мне кажется очень правильным.  

— Вы также являетесь членом экспертного совета этого проекта. Вы участвовали в отборе пьесы? 

— Ну, собственно, меня и позвали быть экспертом в отборе пьесы для ребят старшего школьного возраста, чтобы заинтересовать театральными работами театральные самодеятельные коллективы еще на уровне школы, а не театрального студенчества. Потому и нужно было выбрать пьесу, которая должна быть интересна старшеклассникам и могла быть реализована силами этого поколения. И сама идея, что эта пьеса будет найдена, одобрена, отобрана, и потом у нее будет какой-то свой путь, мне очень понравилась. У нас был прекрасный состав членов экспертного жюри, мы дружно выбрали одну пьесу, хотя изначально пьес было подано очень много (на конкурс было подано 420 пьес – прим. ред). 

— Выбор был единогласный?

— У нас было три лидера. Но в результате все сошлись на одной пьесе: «Трудный экзамен».

— Спектакль по пьесе драматурга-дебютанта из Астрахани Гульнары Искалиевой, победившей во Всероссийском конкурсе просветительских произведений для молодежи «Знание. Театр», был поставлен в сентябре, а премьера состоялась в театре РАМТ. Это работа режиссера, вашего ученика, лауреата премии «Золотая Маска» Юрия Квятковского. Хочется надеяться, что эту пьесу, как и сам спектакль, ждет долгая жизнь