ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЁРОМ ПОН ЧЖУН ХО

ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЁРОМ ПОН ЧЖУН ХО:

Что означает название «Паразиты»?


Сначала все ожидали, что «Паразиты» будут фильмом о монстре или научной
фантастикой. Тем более, что название моего предыдущего фильма — «Вторжение
динозавра». Но, как я уже говорил, главные герои этого фильма — члены семьи, живущей
в реальном мире. Есть люди, которые надеются сосуществовать с другими в симбиозе, но
когда это не получается, они вовлекаются в паразитические отношения. Я думаю об этом
как о трагикомедии, которая сочетает в себе иронию, ужас и грусть, возникающие от
желания жить благополучной жизнью вместе, но затем вы сталкиваетесь с реальностью
того, насколько это трудно. Это ироничное название, мало отличающееся от
оригинального корейского «Воспоминания об убийстве», которое несет в себе оттенок
«теплых, приятных воспоминаний». Как можно хранить теплые ностальгические
воспоминания об убийстве? Это же неправильно? Точно так же, как этот фильм передает
ностальгию об эпохе через серийные убийства в Хвасоне, «Паразиты» содержит
иронический оттенок в своем названии.


Как бы вы охарактеризовали жанр «Паразитов»?
Это человеческая драма, которая крепко пропитана духом времени. Хотя сюжет состоит
из ряда специфических и самобытных ситуаций, эта история вполне могла произойти в
реальном мире. Она выглядит как сюжет из новостей или социальных сетей,
перенесенный на большой экран. В этом смысле, это довольно реалистичная драма, но я
не стану возражать, если вы назовете этот фильм криминальной драмой, комедией,
мрачной человеческой драмой или ужасающим триллером. Я всегда стараюсь превзойти
ожидания зрителей и надеюсь, что «Паразиты» в этом смысле удались.

Расскажите про семьи, которые находятся в центре сюжета «Паразитов»?


Одна из них — из низшего класса, живущая в убогой полуподвальной квартире, которая
просто надеется на обычную жизнь, ничего особенного — но даже этого им трудно
достичь. У отца, накопилось бессчетное число неудач в бизнесе. Мать занималась
спортом, но никогда не имела особого успеха. А сын и дочь неоднократно проваливали
вступительные экзамены в университет по разным причинам.
В отличие от них, семья мистера Пака, который возглавляет IT-компанию (не связанную
ни с одним из южнокорейских конгломератов — чеболей) — нувориши, крепко стоящие на
ногах. Мистер Пак — трудоголик. У него прекрасная молодая жена, милая дочь-
старшеклассница и маленький сын. Они — пример идеальной семьи из четырех человек
из современной городской элиты.


Расскажите как вы подбирали актеров для фильма?
Для этого фильма было важно собрать актерский состав, внутри которого все хорошо
сочетались бы друг с другом, создавая эффектный ансамбль, как это бывает с
футбольной командой. Они должны были производить впечатление семьи с первого
взгляда, поэтому я много думал об этом. Первым, кого я пригласил, был Сон Кан Хо.
Затем, когда я снимал «Окчу» с Чхве Ю Щик, я подумал, что было бы забавно снять его в
роли худощавого сына Сон Кан Хо. После появилась похожая на него Пак Со Дам,
которая обладает отличными актерскими навыками и демонстрирует характерное,
смутное чувство реальности, и была утверждена на роль его сестры. Было важно
выразить физическую связь между членами семьи, так что мы искали актеров, которые
были бы похожи друг на друга. Что касается актрисы Чан Хе Джин, мне понравилась
сдержанная, повседневная сила, которую она излучала в фильме «В нашем мире»,
поэтому я взял ее на роль сильной жены Сон Кан Хо.
Что касается семьи Паков, я не хотел повторять типичный клишированный образ высшего
общества, который вы видите в корейских телевизионных драмах. Мне нужны были
актеры, которые создавали бы культурный и добрый семейный портрет. Меня всегда
впечатляло многогранное обаяние Ли Сон Гюн, поэтому он сыграл роль мистера Пака.
Что касается Чо Ё Джон, она кажется мне похожей на невероятно глубокую и
таинственную алмазную шахту, которую еще предстоит изучить. Поэтому я выбрал ее, в
надежде раскрыть хотя бы часть этой тайны. В фильме не один главный герой, поэтому
было очень важно, как актеры взаимодействуют друг с другом. В финале я был им очень
признателен за то, что каждый сыграл свою роль так здорово, как это бывает в слаженной
футбольной команде.


Какой образ современного общества вы хотели передать через этот фильм?
Я думаю, что один из способов изобразить продолжающееся разъединение и
неравенство в нашем обществе — это мрачная комедия. Мы живем в эпоху, когда
господствует капитализм, и у нас нет другой альтернативы. Не только Корея, но и весь
мир сталкивается с ситуацией, когда капиталистические догмы невозможно игнорировать.

В реальном мире пути людей, таких как наши безработные герои и семья Паков, вряд ли
когда-либо пересекутся. Единственный пример — это трудоустройство одних к другим,
например, когда кого-то нанимают в качестве репетитора или домашней прислуги. В таких
обстоятельствах случаются моменты, когда два полярных класса оказываются так
близко, что чувствуют дыхание друг друга. В этом фильме две семьи, безо всякого злого
умысла с обеих сторон, оказываются в ситуации, где малейшее движение может
привести к надлому и взрыву.
В современном капиталистическом обществе существуют незримые рейтинги и касты. Мы
стараемся их не замечать, сквозь пальцы смотрим на классовую иерархию как на
пережиток прошлого, но реальность такова, что существуют границы, которые
невозможно пересечь. Я думаю, что этот фильм обнажает неизбежные трещины,
появляющемся когда два класса сталкиваются друг с другом в сегодняшнем все более
поляризованном обществе.
Как вы думаете, что вынесут зрители этого фильма?
Я просто надеюсь, что он даст пищу для размышлений. Это местами забавный, страшный
и грустный фильм. Если благодаря ему зрителям захочется выпить и обсудить все идеи,
которые появились у них во время просмотра, я буду считать свою работу выполненной.

О ФИЛЬМЕ:

1 НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЖИТЬ ВМЕСТЕ

«Паразиты» Пон Чжун Хо больше, чем любой другой из его фильмов, рассказывает о
состоянии современного общества и невозможности совместного взаимовыгодного
проживания людей разных классов. У двух семей из этой истории есть некоторые общие
черты: обе состоят из четырех человек, включая двух разнополых детей. Но с точки
зрения повседневной жизни они занимают полярные точки социальной шкалы. Тем не
менее, их объединяют рабочие отношения, и это приводит к непредсказуемому
результату.
Режиссёр Пон Чжун Хо ранее уже затрагивал темы классовой иерархии в «Сквозь снег» и
бесчеловечного функционирования капитализма в «Окче», но в «Паразитах» он более
подробно рассматривает вопрос сосуществования. Возможна ли какая-то
договоренность, при которой обе стороны могут взаимовыгодно сосуществовать, или
одна из сторон будет вынуждена прибегнуть к паразитизму? В «Паразитах» нет злодеев,
но это не делает неизбежный конфликт и столкновение между двумя сторонами менее
напряженными.

2 ОСВОБОЖДАЯСЬ ОТ ЖАНРА: «СЕМЕЙНАЯ ТРАГИКОМЕДИЯ»

Режиссер Пон Чжун Хо завоевал множество поклонников благодаря своей творческой
манере переворачивать и разрушать жанровые рамки. В его фильмах юмор, сатира,
социальная критика и саспенс сочетаются в совершенно непредсказуемых комбинациях,
что позволяет получить особенно насыщенные впечатления. В то время как в некоторых

из своих предыдущих работ он брал определенный жанр за стартовую точку, например,
полицейский процедурал в «Воспоминаниях об убийстве» или кино про монстров во
«Вторжении динозавра», то в случае с «Паразитами» трудно даже описать ленту в
терминах жанра. Сам Пон описывает ее как «семейную трагикомедию», но признает, что
некоторые зрители могут видеть в ней скорее триллер или черную комедию. Уникальные
персонажи и неожиданные повороты сюжета могут не укладываться в жанровую
категоризацию, но аудитория наверняка снова будет очарована энергией и мощным
импульсом произведения.

3 ПОТРЯСАЮЩЕЕ СОЧЕТАНИЕ ТАЛАНТОВ В ИДЕАЛЬНО НАСТРОЕННОМ

АНСАМБЛЕ
Для фильма с такими самобытными персонажами, отношения между которыми
продвигают сюжет вперед, Пон Чжун Хо должен был сформировать первоклассный
актерский состав. Учитывая репутацию и проницательность режиссера, неудивительно,
что он создал ансамбль, в котором есть не только звезды высшего эшелона, такие как
Сон Кан Хо, но и множество потрясающе талантливых опытных артистов, которые
раскрываются с новых, ранее неизвестных сторон. Даже те актеры, которые появляются
в небольших, второстепенных ролях, производят сильное впечатление за ограниченный
промежуток экранного времени.
В «Паразитах» большая часть энергии возникает благодаря контрасту между образом
жизни богатого дома Паков и отчаянной ситуацией, в которой находится семья Ки Тэка.
Более того, пока сюжет разворачивается, несколько персонажей примеряют
альтернативные роли и личины для достижения своих целей. Все это, вместе с
потрясающими диалогами Пон Чжун Хо, дало актерам много материала для работы. Они
использовали его для создания незабываемого коллективного перфоманса совершенно
нового типа.

3 СОБРАНИЕ ЛУЧШИХ ИМЁН ЗА КАДРОМ

После работы с профессионалами из разных областей над предыдущими
международными картинами, к моменту возвращения в отечественный кинематограф Пон
Чжун Хо собрал потрясающую команду. Оператор Хон Гён Пхё широко известен как один
из самых выдающихся кинематографистов, работающих сегодня в Корее. Он сотрудничал
с Поном в фильмах «Мать» и «Сквозь снег», а также с Ли Чан Дон в известном фильме
«Пылающий» (2018) и с На Хон Джин в съемках картины «Вопль» (2016).
На место художника-постановщика Пон пригласил маститого Ли Ха Джун, который
работал над «Окчей», блокбастером «Воры» и фильмом-номинантом Каннского
фестиваля «Служанка». Оригинальная партитура была написана Чон Джэ Ил, который
принимал участие в создании многих музыкальных произведений, а также работал
композитором для «Окчи». И наконец, художник по костюмам Чой Си Ян («Мать», «Воры»,
«Верующий») и стилист Ким Се Ян («Сквозь снег», «Чёрные Священники», «Секретный
агент», «Вопль») привнесли свой обширный опыт, чтобы сформировать индивидуальный
облик каждого из персонажей.

5 СОЗДАНИЕ ДВУХ РАЗНЫХ МИРОВ С ПОМОЩЬЮ ДИЗАЙНА

Места действия в «Паразитах» тесно связаны с вопросами, которые ставит этот фильм.
Нищенская полуподвальная квартира, в которой живут главные герои, расположена в
бедном районе. Сочетая студийную и натурную съемки, авторы фильма создали
уникальное и убедительное пространство для развития сюжета.
Более 60% фильма происходит в доме Паков, роскошном здании, которое по замыслу
картины спроектировано известным архитектором. Большая открытая площадка создает
визуальный контраст между блестящими, хорошо спроектированными поверхностями
дома и землистыми красками полуподвала. Чтобы еще больше подчеркнуть расстояние
между двумя мирами, дорога между ними изображена в виде лабиринта извилистых
лестниц, связывающего надземный, богатый район Паков и рабочий квартал под ними.

О РЕЖИССЕРЕ:

Пон Чжун Хо
Родился в Тэгу, Корея, 14 сентября 1969 года.
«Паразиты» — это седьмой полнометражный фильм от знаменитого Пон Чжун Хо,
следующий после лент «Лающие собаки никогда не кусают» (2000), «Воспоминания об
убийстве» (2003), «Вторжение динозавра» (2006), «Мать» (2009), «Сквозь снег» (2013) и
«Окча» (2017).
Современная классика — «Воспоминания об убийстве» — углубляется в расследование
широко известного дела о серийном убийце, которое так и не было раскрыто, изображая
авторитарную эпоху того времени с иронией и проницательностью. «Вторжение
динозавра» берет за основу похищение молодой девушки странным существом, которое
выползает из реки Хан, переворачивая жанр фильма с ног на голову и формулируя
острый социальный посыл. «Мать» — история женщины, пытающейся защитить своего
сына от обвинения в убийстве — трагический портрет материнской любви, сгущенный до
предела. В научно-фантастическом фильме «Сквозь снег» мы видим последних людей на
Земле в мире будущего, который был заморожен из-за чрезмерных усилий по устранению
глобального потепления. И наконец «Окча» рассказывает о приключениях деревенской
девчонки Мии, спасающей генетически модифицированную свинью от корпорации,
которой она принадлежит.
Пон Чжун Хо, известный своим острым умом и склонностью разрушать жанровые
условности, всегда поднимал темы социальных институций и несправедливости в
обществе в своем уникальном стиле, смешивающем юмор, эмоциональность и саспенс. В
этом смысле «Паразиты» очень характерная работа для Пон Чжун Хо, но в то же время
режиссёр поднимается на новый уровень.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:
«Паразиты» (Южная Корея, 2019),
«Окча» (Южная Корея, США, 2017),
«Сквозь снег» (Южная Корея, Чехия, 2013),
«Мать» (Южная Корея, 2009),
«Токио!» (Франция, Япония, Южная Корея, Германия, 2008),
«Вторжение динозавра» (Южная Корея, 2006),
«Воспоминания об убийстве» (Южная Корея, 2003),
«Лающие собаки никогда не кусают» (Южная Корея, 2000)