Обаяние личности Ольги Свибловой, помноженные на ее знания и опыт, позволяют усвоить всё произнесенное ей легко. Ее слова изящны. И также изящно, в значении, познавательно входят в мозг. Сомневаетесь в принятии для себя лично произведений современного искусства? Нет ничего проще, надо просто открыть некий тумблер в своей голове, — подсказывает Директор «Мультимедиа Арт Музей», Москва. И продолжает, современники импрессионистов, знакомясь с их творчеством, пренебрежительно шипели – «Это впечатление — Impression. Не искусство!» Великие русские коллекционеры Щукин и Морозов поняли это направление в живописи раньше многих. Оценили. И купили. Ольга Свиблова отмечает, три часа провела в Эрмитаже. У Морозовых. Мало, мало посетителей там для субботы.
Помещение, предоставленное ЦВЗ «Манеж» для ее лекции, было заполнено полностью. Несмотря на редкий для Петербурга – солнечный день. Несмотря на крайне редкий для петербуржцев теплый по погоде день. Не залив их приманил, не побережье. Не костер-шашлык или гамак на даче. Привлекло слово. Речь.
Ольга Свиблова легко излагала: произведения скульптора Константина Бранкузи публика принимала. До тех пор, пока в «Салоне Индепендент» в 1920 году не появился «Портрет княгини Бибеско», выполненный в виде фаллоса. Ассоциации такие возникали, смотря на бронзовую скульптуру. И в те далекие-близкие годы возникает запрет К. Бранкузи выставлять свой портрет «Княгини Х» (второе название работы). Скульптор не растерялся и в беседе с президентом Франции тех лет объяснил (объяснение приводится в нашей интерпретации (прим. редакции)) – из покатых плеч вырастает прямая стройная женская шейка, склоненная головка. В чем подвох? И президент понял. И разрешил. Отдав право на самовыражение художнику в том виде, в каком он хочет. Понимает. Создает. Плывя по истории искусства, мы приближались и приблизились к группе «AES+F».
В 1996 году они «накинули» в своем произведении на статую Свободы чадру. В 1996 году к этому серьезно не отнесся никто. Пока не случилось трагическое 11 сентября. Фото их работы разлетелось по интернету без подписи авторов.
Госпожа Свиблова спросила вначале лекции у слушателей – Что есть искусство? Кто-то сказал – «Язык. Система разных языков». Другой произнес – «Сублимация». Кто-то ответил –» Бог». Ольга Свиблова отметила, 2007 г. Париж. Российский павильон 52-й Венецианской биеннале современного искусства. Она привозит туда группу «AES+F», художники — Юлия Мильнер, Александр Пономарев, Андрей Бартенев, Арсений Мещеряков.
Свиблова говорит – важно привезти, подать художников вовремя. Она чуть в 2007 году опережала с подачей группа «AES+F» парижанам, а тут еще и дождь пошел на открытие выставки. Инсталляции размещены на улице. Она подошла к скульптуре. Состоялся разговор один на один – ее и искусства. И дождь закончился. Искусство, конечно, не бог, как сказал, кто-то из слушателей. Важна вера. В чудо или искусство. И тогда все случится.
С 19 июля по 22 сентября — творческий коллектив AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес) представлен в ЦВЗ «Манеж».
Автор фото: Евгений ПРОНИН.