Кампай, Япония! Погружение в изящный мир…


Люди слагают песни, пишут стихи, записывая их, ставят свои имена. И вот проходит сто тысяч лет, другие люди читают записанное, и у них возникает чувство, будто они беседуют с самим сочинителем…
Творчество — это пятое измерение пространства, существующее вне времени и благодаря ему рациональный мир закономерностей разбавляется яркими хаотичными разводами красок, вызывающих различные эмоции и наводящих на интересные размышления.

Кампай, Япония! Погружение в изящный мир...


Право, в этом есть что-то необыкновенно трогательное, так говорится в «Мумёдзоси» («Безымянных записках»), японского трактата 12 века.
Примером такого общения через тысячелетие стала выставка «Гэндзи-Моногатари» японского художника Хироаки Мияяма, во время монтажа экспозиции которой, мне посчастливилось присутствовать в Музее Эрарта . Автор не смог приехать в Санкт-Петербург из-за пандемии. Его работы, соединяющие в своем творчестве современную и традиционную культуру Японии, будут представлены впервые в нашем городе.

Кампай, Япония! Погружение в изящный мир...


«Гэндзи-Моногатари» («»Повесть о блистательном принце Гэндзи») — одно из величайших творений японской классической литературы эпохи Хэйан, легло в название выставки современного художника из Токио.

Кампай, Япония! Погружение в изящный мир...


Авторство приписывается Мурасаки Сикибу, придворной даме императрицы Сёси, правившей в то время (986-1011 г.). В основе сюжета — любовная история принца, внебрачного сына императора, прославившегося своими похождениями, любившего цветы и своих женщин сравнивая с ними. В старости Гэндзи становится буддийским монахом.

Кампай, Япония! Погружение в изящный мир...


Проходят годы и внук его — Ниоу — во многом повторяет историю деда…
Финал романа остается открытым. Но сама книга чудесна по стилю.
Танка и хайку — пятистишия и трехстишия — поэтические жанры, неизменные со Средневековья. Даже личную переписку придворные предпочитали вести в стихах.

Кампай, Япония! Погружение в изящный мир...


Мурасаки Сикибу, которой приписывают вышеназванное творение, писала:
Станут ли те,
Кому нас пережить суждено,
Читать эти строки?
Пусть даже кистью начертанное
И останется в мире навечно.

Кампай, Япония! Погружение в изящный мир...


Хироаки Мияяма не раз обращается к этому произведению и в течении 10 лет (2000-2010) создает 54 цветных офорта (по числу глав). Эти его офорты принципиально отличались от всего, прежде созданного на эту тему. Он погружает зрителя в изысканную атмосферу японской культуры и сохраняет один из основных мотивов книги, традиционно обозначаемой понятием -«печальное очарование вещей», соединяющие красоту вечного мира с осознанием его зыбкости
и недолговечности.

Кампай, Япония! Погружение в изящный мир...


Немного о Хироаки Мияяма. Родился он в Токио в 1955 году, рисовал с раннего детства, закончил в 1979 году Институт искусств Токийского Университета Цукуба, специализировался по технике эстампа, год стажировался в США и Европе. Пришел в итоге к мысли, что одна из из специфических японских тем — это изменчивость и, чтобы отразить подобную изменчивость мира, выбрал в итоге в качестве выразительности средств образы воды и растений.

Кампай, Япония! Погружение в изящный мир...


Признание к художнику пришло к 30 годам. Выставлял свои работы по всему миру. Его произведения представлены во многих музеях, хранятся они и в России — в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и в Государственном музее искусства Востока в Москве.

Кампай, Япония! Погружение в изящный мир...


Выставка организована в сотрудничестве с независимым куратором Андреем Мартыновым и будет работать до 20 февраля 2022 года.
Завершу я свой репортаж трехстишием Басё, созвучное теме выставки:
О. сколько их на полях,
Но каждый цветёт по-своему —-
В этом высший подвиг цветов.