Концерт СПбГАСО в День рождения ГОФМАНА

Концерт к 245-летию со дня рождения рождения немецкого писателя, дирижера, композитора Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

«Если человек хоть в чем-нибудь достиг совершенства, то на его чудачества можно смотреть сквозь пальцы». Э.-Т.-А. Гофман

В день рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана — 24 января Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр посвящает великому немецкому романтику большую концертную программу.

Гофман был одним из самых ярких и незаурядных людей своего времени. Его таланты поистине неисчерпаемы – блестящий юрист, одаренный композитор, талантливый художник-декоратор и мастер графического рисунка, гениальный писатель-сказочник, до последних дней жизни сохранивший силу воображения и легендарное остроумие. Имя «Амадей» Гофман взял в знак преклонения перед Моцартом, а заметки о музыке публиковал под именем Иоганна Крейслера. .

В одном из писем Гофман признавался: «С тех пор, как я пишу музыку, мне удается забывать все свои заботы… Потому что тот мир, который возникает из тысячи звуков под моими пальцами, несовместим ни с чем, что находится за его пределами».

Он создал несколько театральных спектаклей, фортепианные сонаты, камерную музыку, ее высоко ценили Вебер и Бетховен, а наибольший успех снискала «Ундина», оказавшая большое воздействие на развитие романтической немецкой оперы. Так случилось, что талант Гофмана-композитора оказался в тени его писательской славы, а его музыка сейчас редко исполняется. Пришедшие на концерт во Дворец Белосельских-Белозерских получат уникальную возможность услышать музыку самого Гофмана: прозвучит его Квинтет для арфы и струнных.

Гофмановские сюжеты, в которых причудливо переплелись реальность и фантастика, уже более 200 лет вдохновляют читателей и слушателей, композиторов и режиссеров. В их числе «Крошка Цахес» и «Повелитель блох», «Песочный человек» и, конечно же, «Щелкунчик». Кстати, у этой сказки в 2021 году тоже юбилей: исполняется ровно 205 лет со дня выхода в свет самой известной новогодней истории — «Щелкунчик и мышиный король». Свою рождественскую сказку 30-летний Гофман сочинил для детей друга, Юлиуса Хитцига. Имена первых слушателей, Мари и Фрица, увековечены на страницах этой волшебной истории, а в добром крестном Дроссельмейере легко угадывается сам автор.

В 1847 году романтическую адаптацию сказки Гофмана создал Александр Дюма – именно эту версию Мариус Петипа взял за основу либретто балета с музыкой Петра Ильича Чайковского. Премьера состоялась в Мариинском театра в 1892 году, главные партии танцевали дети – учащиеся Императорского театрального училища. С тех самых пор, уже более 120 лет, балет не сходит с театральных подмостков. В различных постановках меняются детали сюжета и даже имя главной героини (Мари, Маша, Клара). Неизменным остается лишь одно: «Щелкунчик» остается самым любимым, самым волшебным балетом, без которого немыслимы новогодние и рождественские праздники не только в России, но и во многих странах мира. Дети видят в нем увлекательный рассказ о победоносной войне Щелкунчика с Мышиным королем, взрослым открываются философские истины о добре и зле, о жизни и смерти. И над всем этим царит гениальная музыка Чайковского, вдохнувшая новую жизнь в гофмановский сюжет, бесконечно трогательная и прекрасная, достигающая самых глубин души. 1-й акт балета целиком прозвучит во втором отделении концерта.

В начале XXI века к сказке Гофмана обратился и Сергей Слонимский – один из лидеров современной отечественной музыки, композитор, пианист и музыковед. Балет «Волшебный орех» в постановке художника Михаила Шемякина был создан по заказу Мариинского театра. Основой либретто послужила «Сказка о твердом орехе»,

которую крестный Дроссельмейер рассказывал заболевшей Мари, – о госпоже Мышильде и орехе Кракатук, о прекрасном юноше, который вернул принцессе Пирлипат ее красоту, но сам превратился в Щелкунчика. Фрагменты балета «Волшебный орех» Сергея Слонимского также будут исполнены в концерте.

А откроют концерт в день рождения великого сказочника — симфонические фрагменты оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», включая знаменитую Баркаролу – одну из самых прекрасных и любимых мелодий классической музыки. Основоположник французской оперетты – Жак Оффенбах использовал простую гармонию, чтобы придать музыке настроение дурного предчувствия и образ некоего «миража», «музыкальной плоскости, нисходящей в пропасть» – совсем по-гофмановски! Не случайно Баркарола стала одной из самых любимых и популярных мелодий классической музыки и звучит во множестве саундтреков.

Дирижер – художественный руководитель СПбГАСО Игорь Томашевский.

Начало в 16.00. Концерт пройдет на сцене Дворца Белосельских-Белозерских, что на Невском проспекте.