«Ковер-самолет» в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера РАН) .

26 ноября в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера РАН)
состоялось торжественное открытие выставки «Город, степь и горы. Мир иранского ковра», ставшее одновременно и официальным стартом II Международного фестиваля искусств Востока — DAIRAFEST.

Представленное на выставке собрание — важная часть интереснейших коллекций, доставленных многочисленными среднеазиатскими экспедициями Академии Наук СССР. Интересных, трудоемких, порой отчаянно сложных экспедиций. О каждой из них можно было бы написать приключенческую книгу или снять, держащий в ежесекундном напряжении, остросюжетный фильм. А с 27 ноября и еще на ближайшие три месяца результаты научных экспедиций предстанут перед нашими глазами. Это восточные ковры. Мы говорим – «Ковер» и часто за этим словом подразумеваем определение – «персидский». На самом деле, это узкое определение. Просто мы привыкли считать, что житель Ирана – это перс, и значит, ковер им созданный — персидский. Все понятия значительно шире. Иран заселяют разные народы, но существует и громадный иранский мир, обнимающий едва ли не половину Евразии. Вот уже второй год Международный фестиваль искусств Востока «DAIRAFEST» расширяет горизонты наших знаний о Востоке. А еще на выставке можно просто любоваться затейливыми орнаментами ковров. Люди, их создавшие, жили в городах или маленьких селениях, степях или в пустынях, в горах. Они были простыми кочевниками или царедворцами, богатыми купцами или суфиями-мистиками…Всё это нашло свое отражение в орнаменте ковров. Они очень разные — эти люди, и эти орнаменты. И техника выполнения ковров тоже разная. Настоящее учебное пособие для студентов-дизайнеров или востоковедов. Ковры – это произведения искусства. Но в отличии от шедевров живописи или скульптуры, которых создали и тотчас поместили в музеи, ковры — живые. Ими укрывались или грелись. На них спали или кушали несколько поколений людей. И знаете, что произошло? Ковры на выставке вибрируют жизнью.

А еще на выставке можно увидеть маленькое чудо. Оказалось, что в мусульманском мире и на Западе знаменитую картину Васнецова «Ковер-самолет» часто воспринимают, как иллюстрацию к сказкам «1001 ночь». Картина, ожившая благодаря технологии дополненной реальности, стала частью выставочного проекта. Подробнее о нем можно узнать, пройдя по ссылке http://carpetplane.tilda.ws/.

Подивиться ковру-самолету можно по этой ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2bwXe19zt-c

Статья создана в соавторстве с Ефимом Анатольевичем Резван – доктором исторических наук, заместителем директора музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, руководителя выставочного проекта.

Выставка «Город, степь и горы. Мир иранского ковра» открыта с 27 ноября в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера РАН).
Адрес — Университетская наб., 3.
Группа вк II Международного фестиваля искусств Востока — DAIRAFEST — https://vk.com/dairafest2018