Манеж открывает выставку «Христос в темнице» и проводит 16.01.19. лекцию .

16 января в петербургском Манеже открывается выставка «Христос в темнице», которая представит деревянную религиозную скульптуру из 14 музеев России. Храмовая скульптура из дерева — крупное явление в русском искусстве, входящее наравне с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства в художественные ансамбли церквей и часовен.

Выставка посвящена достаточно редкому, но важному в православной иконографии сюжету – «Христос в темнице» («Спас Полунощный») — заточению Иисуса Христа, подвергнутого поруганию и ожидающего восхождения на Голгофу. Страждущий Христос изображался сидящим, с терновым венком на голове и, чаще всего, с прижатой к щеке правой рукой. В пространстве Манежа покажут более 30 скульптур середины XVII— начала XIX веков.
К участию в выставочном проекте приглашены: Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей, Переславль-Залесский музей-заповедник, Музей истории религии, Тотемское музейное объединение и другие музеи.
Куратор — Семен Ильич Михайловский, ректор петербургской Академии Художеств, Комиссар павильона России на Венецианской биеннале.

В первый день работы выставки «Христос в темнице» в Манеже пройдет лекция историка Дмитрия Антонова «Христос страдающий: жесты и знаки в древнерусской иконографии».

Экспрессивные резные образы «Иисуса в темнице» пришли в Россию из европейской традиции. Страсти Христовы — одна из ключевых тем западного искусства позднего Средневековья и Нового времени: художники и скульпторы представляли Христа страдающим, измученным, умирающим или мертвым. В византийской и русской иконографии не было такого реализма и акцента на телесных муках, и лишь на закате Средневековья — особенно активно с XVII века — образ страдающего Христа начал появляться и в русских храмах.

На лекции будут рассмотрены аспекты, как построены подобные образы, что нового принесли они в церковное пространство, какие их элементы пришли из европейской традиции, а какие относятся к общей «азбуке» христианского искусства. Будут обсуждены важные отличия в изображении Страстей Христовых и Голгофской казни в западном и восточном искусстве и отдельно поговорим о жестах в иконографии, прежде всего о руке, прижатой к щеке, — именно в этой позе чаще всего изображали Христа в темнице.

Дмитрий Антонов — исследователь древнерусской культуры и иконографии, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры РГГУ, старший научный сотрудник РАНХиГС.

Вход на лекцию бесплатный, необходима регистрация http://www.manege.spb.ru/events/lektsiya-hristos-stradayushhij-zhesty-i-znaki-v-drevnerusskoj-ikonografii/ . Перед лекцией рекомендуется посетить выставку «Христос в темнице».