Международный фестиваль «Лучшие клоуны мира».

Представления международного Фестиваля «Лучшие клоуны мира», шедшего в Санкт-Петербурге с 7 по 9 декабря, открывали воздушные гимнасты на ремнях. Легкость их полета под куполом цирка словно символ фестиваля — воздушность, отрыв от загруженности земных, повседневных забот. Очерченный девизом – «Из обыденности в раскаты смеха уютно перетекая». Под ненавязчивым, отточенным до незаметности блестящим мастерством клоунов. Они лучшие из лучших в своем искусстве. И прибыли в Санкт-Петербург со всего мира. Был ли среди них отбор для петербургского фестиваля? Да. Критериев отбора было два. В клоунской антрепризе должна отсутствовать разговорная речь и должен присутствовать свой собственный неповторимый стиль. С устной речью понятно, она — языковой барьер. Клоуны приехали со всего мира – из Бразилии, Португалии, Италии, Австрии и России. Но барьер должен был отсутствовать именно между ними и зрителями. Клоунское искусство международно, цирковые артисты прекрасно владеют языками. Но для маленьких российских зрителей постижение иностранных языков еще впереди. Главный же зритель в цирке – это ребенок. Он судья, арбитр и самый лучший на свете зритель. Откликающийся на правду, непосредственный, живой, искренний и животворящий. Он сопереживает и творит даже не вслед за клоуном, а вместе с ним. Удачно, что открыл фестиваль наш, домашний, уютный, добрый как Санта Клаус — Борис Оскотский. То есть, как наш родной Дед Мороз. Дети поверили ему сразу. И тотчас наступила зрительская отдача. Он воспроизводит в ходе антрепризы звук «а-аа» и дети подхватывают, он кричит- «О-оо» и все вслед за ним. А дальше пошло-поехало по накатанной. Опыт владения публикой зарубежных клоунов также великолепен. Работа с залом, вбирание его внимания в свои руки и дальше дирижирование публикой, незаметное для нее, филигранно. Автору этих строк очень понравилось, что клоуны в своем искусстве вытягивали на арену себе партнеров из публики. Наблюдать за этим было замечательно. Как-то представляется, мама, влекомая заботой о ребенке или детьми (два и более), покупает билеты в цирк. Главе семьи – отцу и мужу – докладывается — идем на фестиваль «Лучшие клоуны мира». Он – А? Как? Что? А на диване полежать в выходной вечер, не? Нельзя? И отец бредет за женой и детьми в цирк. На представлении клоун поднимает главу семьи с насиженного места. Пока отцы гурьбой движутся к арене, часть из них пытается сбежать. А дальше на арене происходит чудо. Отцы забывают не только воскресную лень. Они забывают, что они взрослые. Главы семейств становятся воспримчивыми к чуду детьми. Они не только повторяют жесты, задаваемые им клоунами, они превосходят поставленные им задачи – импровизируют. Шелуха повседневности слетает и они — веселые подвижные артисты с огромной импровизацией. Зал покатывается со смеху не только над клоунами, но и над ними. И папы смеются, радуются, с гордостью поглядывая на оставленных на местах мам и детей – ну как я? Правда, супер? Да, правда супер! Заразительно смешно и впечатляюще. Семейная терапия, сплачивающая семью. Где может даже не совсем ее ожидали – в цирке. Все очень хорошо. И лишь печаль одна. Фестиваль завершился. Все получили главные награды. Потому что клоуны, дрессировщики, воздушные гимнасты на ремнях и артисты циркового кордебалета – великие труженики, наделенные главной составляющей — великим цирковым талантом.
Фото Лидии Запашной.