Открытие выставки «Утопия Спасенная» в петербургском Манеже

УТОПИЯ СПАСЕННАЯ

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЛЕГЕНДАРНОЙ ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ЛИ БУЛ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ «МАНЕЖ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ДАТЫ ПРОЕКТА: 13 НОЯБРЯ 2020 – 31 ЯНВАРЯ 2021

Куратор – Сунджун Ким Сокуратор – Суджин Ли

ВЫСТАВКА ОРГАНИЗОВАНА ЦВЗ «Манеж» совместно со Студией Ли Бул и Фондом биеннале в Кванджу.

Петербургский Манеж впервые в России представляет масштабный выставочный проект легендарной корейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная».

Творчество Ли Бул является абсолютным ориентиром в современном искусстве Южной Кореи и Азии. Ее работы получили широкое мировое признание, а персональные выставки прошли в крупных музеях и центрах современного искусства в Нью-Йорке, Филадельфии, Сиднее, Торонто, Марселе, Берне, Токио, Сеуле, Лондоне и Берлине. Дважды художница принимала участие в Венецианской арт-биеннале (1999, 2019).

Многолетний интерес Ли Бул к утопии приобрел новое качество в середине 2000-х годов, когда она начала создавать архитектурные макеты и рисунки, вдохновляясь конструктивизмом и русским авангардным искусством и архитектурой. Ли Бул использует символы и метафоры утопического модернизма, которые она трансформирует, аллегорически изображает и соединяет в своих произведениях. Она взаимодействует с утопическим модернизмом самобытно и критически, с глубоким пониманием и фантазией. «Утопия Спасенная» (Utopia Saved) — первая персональная выставка Ли Бул в России, на которой будут представлены произведения художницы за последние 15 лет. Они впервые будут показаны совместно с работами русских художников, ставшими источником ее вдохновения. Основную часть экспонатов составят инсталляции, архитектурные макеты и рисунки, созданные с 2005 года, начиная с макета «Мое великое повествование» (Mon grand récit), инсталляции «Город Солнца» (Civitas Solis), «Желание быть уязвимым» (Willing To Be Vulnerable) и другие, а также эскизы и макеты, призванные продемонстрировать многогранность творческого процесса Ли Бул. Некоторые рисунки и макеты ранее никогда не экспонировались. Эти работы Ли Бул будут впервые показаны вместе с произведениями представителей русского авангарда, которые волновали воображение художницы в течение многих лет».

Сунджун Ким и Суджин Ли, кураторы проекта

Многогранное творчество Ли Бул во многом определило траекторию развития современного искусства Азии, а также оказало значительное влияние на современный мировой художественный процесс. Выставка «Утопия Спасенная» станет одним из наиболее личных художественных высказываний Ли Бул. Впервые художница столь полно расскажет публике об истоках актуального этапа в развитии своего творческого пути и влиянии, оказанным на него русским авангардом. Работа над созданием выставки в Манеже шла около двух лет. Все это время Ли Бул принимала самое активное участие в подготовке всех аспектов проекта: от разработки общей идеи и отбора работ до подготовки каталога и создания архитектурного решения экспозиции. Для этого художница создала рукотворный макет пространства Манежа в масштабе 1:50, что позволило ей тщательно продумать расположение экспонатов и организовать выставку как путешествие по site-specific ландшафту, открывающему неожиданные смысловые и визуальные параллели. Выставка в Петербурге представит целый ряд произведений Ли Бул, которые ранее не экспонировались, включая одну из самых последних ее работ — коллаж на бархате «Без названия (Желание быть уязвимым ». Масштабные инсталляции из серии «Желание быть уязвимым» (Willing To Be Vulnerable) были воссозданы специально для Манежа.

Открытие выставки "Утопия Спасенная" в петербургском Манеже
Без названия («Желание быть уязвимым – Бархат №9 JTVP 3582/23 CE), 2019. Из коллекции Рэйчел и Жан-Пьера Леманна. Фото: Чон Бёнчхоль. С разрешения галереи Lehmann Maupin Нью-Йорк, Гонконг и Сеул

Экспозиция «Утопия Спасенная» открывает новую грань современного искусства, продолжая многовековой диалог между российской, европейской и азиатской культурами. В рамках проекта Манеж представит дополнительную программу, призванную шире осветить темы модернистской и современной культуры Южной Кореи, ее связей с русским авангардом и культурой.

К открытию выставки будет подготовлен двуязычный каталог со статьями российских и иностранных специалистов, написанных специально для издания и исследующих различные аспекты творчества Ли Бул. Партнер издательской программы Манежа — Автономная некоммерческая организация по развитию искусства и культуры «Свободные художники».

Выставочный проект и мероприятия дополнительный программы призваны не только дать голос одному из важнейших художников современности и погрузить аудиторию в увлекательное исследование новых культурных кодов и способов визуального мышления, но и показать, насколько важным является способ восприятия современной культуры с точки зрения включенности в глобальные художественные и социокультурные процессы. Проект является важной частью программы Года культурных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея (2020), приуроченного к 30-летию установления дипломатических отношений между странами.

11 ноября пройдет симпозиум, посвященный влиянию русского авангарда на искусство Восточной Азии, творчеству Ли Бул, а также состоится презентация каталога к выставке и пресс-показ. К участию в симпозиуме приглашены российские и иностранные специалисты, среди которых: Мами Катаока, директор Mori Art Museum (Токио), Стефани Розенталь, директор выставочного центра Martin-Gropius-Bau (Берлин), Ву Хунг, искусствовед, профессор Чикагского университета, а также сама Ли Бул и кураторы проекта Сунджун Ким и Суджин Ли. Модераторами симпозиума выступят куратор выставки Сунджун Ким и Семен Михайловский, ректор СанктПетербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Заглавное фото (фото обложки) — Ли Бул © Антонио Кампанелла. С разрешения Студии Ли Бул и Frame Magazine