Прислушиваясь к своим мыслям…


Константин Байдаков — по северному лаконичен и по-поморски подлинен. Такова у него и беспредметная живопись, представленная для массового зрителя в Музее современного искусства в Санкт-Петербурге.
Родился художник в Северодвинске Архангельской области в 1980 году, где живет и работает по сей день, там, где Северная Двина впадает в Белое море. Несколько лет он посещал художественные студии региона. В 2010 году был принят в Союз художников России. В 2020 году окончил факультет современного искусства Высшей школы «Среда обучения» (мастерская Алексея Жиляева). Вот такая, казалось бы, обычная биография. Обычная, но необычного художника. Мне пришлось не один раз заходить в демонстрационный зал 4-го этажа Эрарты, чтобы привыкнуть к восприятию картин Константина. Потому, что они необычно-непривычны.

Прислушиваясь к своим мыслям...


Живопись Байдакова во многом близка к тем поискам, которые предпринимали на рубеже 19-20-го столетия первые авангардисты.
Он практически красит холсты, обращаясь к народным корням абстракции. Эти работы напоминают развешанные на просушку домотканые полотна или рабочие сети, омытые дождями стены деревянных домов и их заборы. В итоге плоская картина становится трехмерной, которая хочет превратиться в скульптуру.

Прислушиваясь к своим мыслям...


Северная природа с низким небом, плоские песчаные берега холодного моря с огненными закатами и плеском серых волн, сполохи северного сияния.
Одним словом, полярный день и белая ночь. Это и есть северный лаконизм Константина, обусловленный суровым климата и стойкостью поморского характера.

Прислушиваясь к своим мыслям...


Я спросила художника после очередного осмотра его экспозиций , есть ли влияние при создании своих работ других художников, а именно, абстракционистов? Ответ был неожиданно для меня откровенен: да есть! Абстрактные экспрессионисты Марк Ротко и Барнетт Ньюман, проповедовавшие (1950-1970 гг.) живопись цветного поля, вдохновляют его. Их масштабные полотна, состоящие из одного или нескольких цветов, легко узнаваемы. Цвета таких полотен при правильном освещении и положении зрителя относительно холста, затягивают внутрь, начинают вибрировать, светятся. Наш русский мастер пытается следовать такому принципу подачи своего творения и получает радость, прислушиваясь к своим мыслям, от результата.
После такого пояснения мастера абстракции, я прошлась еще раз по залу экспозиций и, действительно, мои глаза увидели другое, ранее не замеченное. Абстракция Константина, квинтэссенция северной жизни и природы, обрела некоторое иконописное изображение, почудилось отражение собственного подсознания.

Прислушиваясь к своим мыслям...


Представленная в экспозиции лодка (объект Сергея Карева) — это, на взгляд автора, тоже один из символов полноводного Севера: она , как бы, увлекает нас, зрителей, из повседневности к другому берегу, в иные места…

Прислушиваясь к своим мыслям...


Вот еще о чем я узнала во время беседы с Константином Байдаковым, он входит в независимую самоорганизацию художников «Галерея 22», а также участвует во многих российских и международных выставках.