«Равель и Стравинский» — СПб ГАСО даст новую программу 20 декабря

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр представляет новую программу 20 декабря во Дворце Белосельских-Белозерских. Прозвучат опусы крупнейших мастеров XX века – композиторов Равеля и Стравинского. Откроет концерт красочная сюита Мориса Равеля «Моя матушка-гусыня». Это сборник музыкальных сказок на основе сюжетов французского фольклора: о Спящей красавице, Мальчике-с-Пальчик, Красавице и Чудовище. Пьесы «Матушки-Гусыни» посвящены Мими и Жану Годебским – детям близких друзей Равеля. Он относился к детям как к равным, без малейшего оттенка высокомерия. Всю жизнь он дорожил «детской свежестью восприятия». В общении с детьми Годебских он черпал эту свежесть. Равель пишет Годебским, как он рассказывает детям различные истории, «не слишком грустные по вечерам во избежание кошмаров и мрачные по утрам для возбуждения аппетита». Может быть, из желания «озвучить» эти сказки, перевести их на язык музыки и родился замысел «Матушки-Гусыни». Матушка-Гусыня – образ сказочницы из французского фольклора, «неустанной пряхи и неустанной рассказчицы», изображавшейся с гусиными лапами. Ей приписываются многие сказки, ставшие народными. В концерте СПбГАСО прозвучит роскошная оркестровая версия «Матушки -Гусыни», сделанная Равелем в 1912 году.

Также в программе блестящий концерт соль мажор, написанный Морисом Равелем в начале 30-х годов прошлого века — дерзкий, остроумный и виртуозный. Французский музыкант и исследователь А. Жиль-Марше, говоря о Концерте Равеля, указывает, что “первой идеей было написать не концерт, а баскскую рапсодию для фортепиано соло в нескольких частях”. Позже идея баскской рапсодии превратилась в идею концерта. Многие выразительные средства, обогатившие музыку в 20-е годы, Равель использует в соответствии со своим индивидуальным стилем, так композитор остроумно соединил элементы джаза и баскского фольклора. Виртуозную сольную партию исполнит пианистка Зарина Шиманская, лауреат международных конкурсов, желанная гостья на крупнейших европейских сценах. Пианистка выступала на крупнейших академических сценах Европы, включая Моцартеум в Зальцбурге и Вигмор-холл в Лондоне, в числе ее творческих партнеров такие звезды, как Теодор Курентзис и Кристоф Барати. Завершит концерт изысканный балет Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет» создан на античный сюжет о рождении Аполлона.Как писал сам композитор: “По красоте строя и аристократической строгости формы балет как нельзя лучше отвечает моему пониманию искусства”. В ряду вдохновенных фантазий на античную тему композитор называет “Аполлон Мусагет” намеренной “данью французскому XVII веку”. В нем воплощены образы и формы эпохи французского классицизма, воспевающего красоту, разум и гармонию. Почти ритуальное действо “Аполлона” в контексте музыкальной поэтики Стравинского приобретает характер возвышенного гимна Искусству — Искусству, воспевающему не смутные экстазы души, а стройность гармонии и ясный свет разума. “Стравинский стремится к величавому спокойствию”, — заметил по поводу этого сочинения Стравинского С. Дягилев.

За пультом СПб ГАСО 20 декабря появится Валентин Урюпин, – один из самых разносторонних и успешных российских дирижеров молодого поколения, ученик Геннадия Рождественского, триумфатор Всероссийского конкурса, конкурсов имени Г. Шолти и имени Г. Малера. Его карьера на родине и за рубежом находится на пике расцвета. Музыкант гастролирует по всему миру, сотрудничает с лучшими отечественными и зарубежными коллективами, осуществляет оперные постановки.. Возглавляемый им Ростовский академический симфонический оркестр, получил новый виток творческого развития. Удостоен Президентской премии за вклад в развитие отечественного искусства.

Начало концерта во Дворце Белосельских-Белозерских в 16.00.

На фото Зарина Шиманская