Шпалеры 19-20 веков — в Эрмитаже

Сегодня, 18 сентября 2019 года, в Главном штабе Эрмитажа в залах экспозиции Модерна открылась выставка «Шпалеры 19-20 веков в собрании Эрмитажа». Государственный музей показывает коллекцию впервые, в которой преобладают произведения французских мастеров. Некоторые из них поступили в музей из собрания императорского двора и украшали Зимний дворец, другие — из российских частных коллекций 20 экспонатов из них — представляют европейское шпалерное ткачество таких направлений как историзм, модерн и модернизм.. В последние десятилетия были приобретены интересные для музея ковры, в том числе первая в собрании Эрмитажа шпалера Жана Люрса «Блеск огня».
Во второй половине 19 века, с приходом стиля историзм в европейское искусство, художники и фабриканты начали пересматривать свое отношение к роли шпалеры в интерьере: красивая шерстяная стала не только украшать. но и утеплять поверхность стены. Впервые эту идею воплотили в Англии. В Европе ткали панно в стиле модерн, но они были немногочисленны.
Кризис в области шпалерного ткачества рубежа 18 -19 веков привел к значительному сокращению объемов производства стенных ковров в Европе. Многие мастерские закрылись, другие перепрофилировали свою продукцию, как, например Санкт-Петербургская шпалерная мануфактура постепенно перешла к выпуску исключительно напольных ковров.

Шпалеры 19-20 веков - в Эрмитаже


Параллельно с модерном существовала в шпалерном ткачестве и другая линия — копирование старых образцов, которые представляли собой уменьшенные повторения старинных шпалер, чаще всего 15 и 18 веков. Именно Франции принадлежит ведущая роль в движении к возрождению шпалерного мастерства после Первой Мировой войны. Свои картоны для шпалер делали такие крупные мастера 20 века, как Пикассо, Матисс, Фернан Леже, Ле Карбюзье, Сальвадор Дали, Марк Шагал. Именно благодаря им шпалера вернулась от копирования живописи к своему изначальному назначению — монументальности и декоративности.

Шпалеры 19-20 веков - в Эрмитаже


Крупные шпалерные мастерские работали в Скандинавии, Бельгии, Советском Союзе (особенно в прибалтийских республиках), Польше, Венгрии, Чехословакии. Но примерно в 1980-х годах интерес к шпалерам несколько спал, что привело к закрытию многих крупных мастерских. Об этих интересных фактах из истории шпалер и о выставке рассказала мне старший научный сотрудник Эрмитажа, кандидат искусствоведения Татьяна Лехович.

Шпалеры 19-20 веков - в Эрмитаже