Следы бывают разные


На днях в Информационном Агентстве России ТАСС приняла участие в дискуссии, посвященном старту Всероссийского конкурса идей новых достопримечательностей «Культурный след». Внимательно слушала выступления учредителя и автора идеи проекта «Культурный след», президента Фонда «Живая классика Марины Смирновой, доцента института дизайна и урбанистики университета ИТМО Александра Ненько, куратора проекта, арт-критика Лизы Савиной, художников Дмитрия Пиликина, Константина Новикова и Владимира Фролова об идее создания проекта. О том, как участвует население в формировании комфортной среды, о паблик-арте и монументальных памятниках, новых явлениях урбанистики и развитии внутреннего туризма.


Слушала и мне стало как-то грустно. Я понимаю, когда молодым талантливым художникам, скульпторам из регионов предоставляется возможность для самореализации, но когда они творят по подсказке — это уже не творчество. Но на все новое нужны средства. А где их взять? Наверно, каждый запомнил, когда один из наших руководителей так, как бы невзначай, заявил: «Денег нет, но вы держитесь!»

В 2015 году Фонд «Живая классика» при поддержке компании «Норникель» учредил Всероссийский конкурс идей литературных достопримечательностей «Литературный след». В первый же год из 52 регионов России пришло более 250 предложений о создании новых достопримечательных мест. Из них было реализовано четыре.
Например жительница Мончегорска предложила установить памятник ТАБУРЕТКЕ — так как она для многих, как бы, стала первой сценой в жизни.. Установили! Художник Сергей Чернов сделал ее трехметровой…
И т.д. о трех других, умолчу, они меня не впечатлили.
В 2019 году проектами- победителями стали четыре, также предложенных жителями, а художники взялись за воплощение. Правда, две работы меня заинтересовали. Краевед Иван Карцев предложил увековечить память о находке крестьянами села Липецка шлема, предположительно Ярослава Всеволодовича, который был утерян во время битвы. Художник Константин Новиков воплотил идею как гигантский шлем из пазлов. В Удмуртии коллектив ИжГТУ захотел увековечить память детей-оружейников, которые трудились во время Великой Отечественной войны. Скульптор Павел Медведев создал скульптурную композицию из трех мальчиков.


Всероссийский конкурс идей новых достопримечательностей продолжается. У жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области подобных идей, видимо, не возникает, волнуют другие заботы и проблемы. Может, и правильно. Богу — богово, кесарю- кесарево.