Совершенство. Искусство живо и оно востребовано.


Пандемия 2020-го показала, что в условиях стресса события начинают развиваться с невероятной скоростью, вместо долгого эволюционного процесса в сфере искусства и коллекционирования мы наблюдаем революционную трансформацию. И все же, как бы не менялся этот изменчивый мир — искусство нетленно. И если люди видят, способны видеть, прекрасное, то потому, что носят прекрасное внутри себя, внутри своей души.
Я люблю наш Русский музей. Именно там я чувствую себя совершенной.
Не удивительно, Государственный Русский музей обладает крупнейшим собранием русского искусства в мире. Это уникальнейшее хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт. Он представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий. Это Михайловский дворец с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Летний дворец Петра Первого. В состав музея также входит Михайловский сад, Летний сад, Сад Михайловского замка и Домик Петра Первого на Петровской набережной. Представляете какая мощь! Какой стимул для жителей города на Неве и его гостей для культурного саморазвития!

Совершенство. Искусство живо и оно востребовано.


Мне захотелось узнать, поговорив с Генеральным директором Русского музея Владимиром Александровичем Гусевым, каково это управлять таким огромным хозяйством, что делается для того, чтобы искусство жило и было востребовано.

С Новым 2021-м годом, Владимир Александрович. Будем надеяться, что он для всех нас станет добрее. Помимо грустных моментов и ограничений, связанных с пандемией, чем запомнился ушедший год?

— Несмотря на сложные ограничения, выставки, запланированные на 2020 год, мы открыли. Все восемь выставок, начиная с юбилейной выставки Александра III в Михайловском замке, петербуржцы увидели. Да и россияне из других городов России сумели побывать на ней.

Совершенство. Искусство живо и оно востребовано.

Русский музей богат дарами, с которых практически и началась его жизнь. У вас есть собрания самого Александра III, коллекции, созданные из частных собраний. Кто-либо, кроме питерцев сумел в этот непростой год увидеть произведения искусства?

— Да, конечно. В российских городах открылись наши филиалы, все по намеченному плану. Мы информировали наших горожан о наших делах регулярно. Особо хочется отметить два очень далеких от нас города. В Кемерово открыли две выставки: «Пейзажи в творчестве художников 19 — начала 20 века», а так же была представлена картина «Святая Русь» Михаила Нестерова, которую реставраторы Русского Музея отреставрировали при финансовой поддержке наших спонсоров.
В Когалыме, городе основанном ЛУКОЙЛом, наш музей совместно с Министерством культуры РФ и руководством региона открыл Культурно-выставочный центр.

Года два тому назад мне повезло посетить в Малаге (Испания) филиал Русского музея и меня порадовало, что его с удовольствием навещают местные жители. Даже прочитала отзывы и все они с восклицательным знаком!

— Спасибо, мне приятно это слышать. Музейная работа — это работа творческая. Выставку невозможно сделать одному человеку в маске и перчатках. Это работа целой группы людей, соблюдающих, особенно сегодня, все предписания Роспотребнадзора.
Уже 5 лет существует наш филиал в Испании. В Палаццо Реале Милана до пандемии была открыта выставка «Божественные и авангардные женщины в русском искусстве». Радует, что до сих пор слышим слова восхищения от этой выставки .
Вот Вы вспомнили о Малаге , а я открою тоже интересную информацию об испанских коллегах. В свое время мы создали Ассоциацию друзей Русского музея в Испании, вице-президентом которого стал бизнесмен Игорь Шехелев и который не на словах, а на деле помогает нам, чтобы филиал работал в полную силу. Спасибо ему. Но сейчас речь о другом, но имеющим отношение к этому неравнодушному помощнику. Именно Игорь Александрович привез эту интересную весть и вино на пробу.
Портреты Екатерины Великой кисти А.Левицкого натолкнули испанцев обратиться к письмам Екатерины о любимых ею мускатных напитках, которые она называла восхитительными винами Испании и они поступали к царскому двору, оказывается, именно из этого региона Испании — Малаги. И, судя по письмам, хранящимся в Малаге, своим указом императрица освободила их от ввозной пошлины. Эти виноделы сейчас создали три букета вин — «Малевич» (белое сухое); «Император» (красное); «Екатерина Великая» (сладкое десертное).
Но это к слову о Вашем воспоминании о Малаге.
А вообще Русским музеем открыто пять культурно-выставочных центров, которые мы называем филиалами: в Казани, Ярославле, Саранске, Мурманске, Когалыме. Есть у нас и 172 виртуальных филиала, причем два из них открыли в карантинное время пандемии. На очереди еще 12 заявок от регионов, но ждем решения регионов по финансированию.

Совершенство. Искусство живо и оно востребовано.

Чем помимо выставок славен для музея этот трудный год?

— К концу 2020-го мы закончили реставрацию залов Михайловского замка, выполнив поручение Президента вовремя, как и обещали Благодаря этому поручению, была профинансирована реставрация парадных помещений, которые освободила Военно-Морская библиотека Министерства обороны. Мы откроем в ближайшее разрешенное время залы для посетителей. А там есть , что посмотреть, уверяю.

Тема -онлайн? На Ваш взгляд -это хорошо или плохо?

— Если думать, что режим онлайн и электронная программа могут заменить музей полностью — это очень плохо. Если же рассматривать их как еще один инструмент для просвещения, для развлекательных, увлекательных и просветительских программ — это огромное подспорье. Кстати, за последние 15 лет у музея накопилось огромное количество подобных программ. Общее число подписчиков у нас более 500 тысяч человек, а 120 млн человек посмотрели наши различные программы, например огромным интересом пользуется проект «Путешествие в мир науки и искусства»
Назову еще цифры, если разрешите, проведено 100 онлайн-эфиров во время карантина, более 800 часов — эфирного времени, 124 — онлайн-лекции и множество виртуальных экскурсий.

— Спасибо, Владимир Александрович, за беседу. О планах на текущий год, надеюсь, мы поговорим в другой раз. Чуть позже.

(Большое спасибо пиар-службе Русского музея в лице Риммы Маминой за помощь в организации этого интервью).

Совершенство. Искусство живо и оно востребовано.

I

Совершенство. Искусство живо и оно востребовано.

II

Совершенство. Искусство живо и оно востребовано.