В 34-ом театральном сезоне 18 и 19 декабря на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера» состоится премьера, спектакль народного артиста России Юрия Александрова — музыкальная драма «Электра». Мне уже довелось послушать эту оперу на день раньше, побывав на предпремьерном ее прогоне (спасибо за это редактору театра Александре Башловкиной).
Рихард Штраус — композитор эпохи позднего романтизма, яркий представитель немецкого экспрессионизма, прославился своими симфоническими поэмами и такими операми, как «Саломея», «Электра», «Кавалер розы» и другими. Что касается «Электры», опера была закончена в сентябре 1908 года. Либретто к опере написал австрийский поэт Гуго фон Гофмансталь, с которым сотрудничал долгое время композитор. Есть различные интерпретации трагедии Электры — Эсхил, Еврипид и Софокл — каждый из них по своему подал характер героини. Гуго фон Гофмансталь сделал ставку на Софокла — его Электра ожесточившаяся, суровая и сильная женщина, обуреваемая жаждой мести…
Кстати, после «Электры» Рихард Штраус больше никогда не брался за трагические сюжеты. Музыка получилась очень экспрессионистская, да и тема сама, по сути, душераздирающая.
Напомню, речь идет о мести за убитого отца. Убила его ( царя Агамемнона) жена, мать Электры, вместе со своим любовником и обрекла на изгнание сына Ореста. Двух своих дочерей, особенно гордую Электру, царица подвергает вечным унижениям. Электра вознамерилась отомстить матери за смерть любимого отца. И это ее желание осуществилось, но завершилось все это трагедией личности.
Я не буду раскрывать полностью сюжет оперы, ее надо слушать. Слышать музыку и голоса в сочетании.
Один час 50 минут продолжается спектакль без антракта. Идет он на немецком языке с русскими субтитрами. Действующие лица и исполнители сплошь все лауреаты международных конкурсов. Как отметил Юрий Александров, в спектакле задействованы на главные партии по три исполнителя.
В течение всей оперы сидела в кресле вся в напряжении от потрясающих голосов, от музыки, от либретто. Трагедия, разыгранная на сцене, пульсировала…
I
II
III