Вроде ты и вроде не ты…


Взаимодействия в нашей жизни — это всё. Наш организм взаимодействует с окружающей средой, мы взаимодействуем друг с другом ментально и физически. Причем, уровень взаимодействия всегда, по-моему, соответствует уровню личности и уровню сознания.
Некогда, именно на таком уровне у меня произошло знакомство и общение недолгое с всемирно известным архитектором Захой Хадид.
Я обожаю ее творения, в какой бы части Земли они не были созданы.
И я благодарна случаю, нас сведших некогда… По крайней мере, для меня Заха Хадид — эталон Красоты в архитектуре.
Некоторое любопытство вызывает у меня и творчество Айдан Салаховой. Когда я услышала, что она прибудет на открытие своей выставки в Мраморном дворце Русского музея, честно говоря, меня охватило волнение в надежде на общение с художником, творчество которой вызывает неоднозначные мнения.

Вроде ты и вроде не ты...


Живописец, скульптор, график, галерист, педагог, академик Российской Академии художеств (РАХ), доцент.
Это все она — Айдан Салахова. И еще она — дочь художника Таира Салахова, Героя Социалистического труда, Народного художника СССР, академика, известного творца, с непростым отношением к окружению. Он и дочь свою пытался обратить в свою творческую веру. Не получилось! Айдан еще в 1980 году взяла курс на классику. Затем как бы она не экспериментировала, как бы не менялась, все ее произведения — итог пережитого и осмысленного, рассказываемого по своему умно и страстно.

Вроде ты и вроде не ты...


Часто Айдан повторяет, что ее религия — это ее творчество, когда особенно, еще до коронавируса, религиозные темы во всех видах отношений и творчества были в тренде.

Вроде ты и вроде не ты...


Айдан Салахова часто бывает в Италии, там в Карраре она работает над скульптурной композицией «Пьета», создавая ее со свойственной ей бесстрашием, вступает в диалог с Микеланджело, творчество которого обожает. Так вот, на открытие выставки в Русском музее, художница приехать не смогла. А хотела очень. Мы предполагаем, а жизнь вносит свои коррективы. Так случилось, что моё желание вступить с ней полемику, задать вопросы и получить ответы на них, увы, не случилось.

Вроде ты и вроде не ты...


Однако, выставку, состоящую из семи монументальных работ, названных Салаховой «Новые святые», осмотрела внимательно и выслушала авторитетное мнение по ней ведущего специалиста Русского музея Ольги Мусаковой.
Цикл «Новые святые» создан Айдан Салаховой совсем недавно. По возвращении из Италии в 2020 году она находилась в карантине в «красной» зоне в Царицыно. Увиденное зацепило, вонзилось в сознание, затем воплотилось в полотнах. Так злободневная тема нашей сегодняшней жизни — «тема пандемии»- вошла в искусство художницы.

Вроде ты и вроде не ты...


Прежде , чем тема нашла свое воплощение в полотнах, Салахова много фотографировала и делала зарисовки в госпитале, наблюдая за работой врачей и всего медперсонала, восхищаясь их самоотверженностью.
… Написанные масляными красками фигуры врачей кажутся высеченными из камня. «Новые святые» воочию доказывают, что созданные образы рождаются в борьбе противоположностей…
Сюрреализм, восточная культура с ее орнаментами и особой символикой, античность и Ренессанс — традиции, которые просматриваются во многих работах Салаховой.

Вроде ты и вроде не ты...


На сегодняшний день произведения ее экспонируются на крупных международных выставках и находятся в собраниях музеев по всему миру.
На сей раз не довелось взять у Айдан Салаховой интервью, но я верю, что все таки мне повезет в следующий раз.
Камерная выставка из цикла «Новые святые» в Мраморном дворце Русского музея открылась официально 24 июня и продлится до 25 октября.

Вроде ты и вроде не ты...

I

Вроде ты и вроде не ты...