С 23 сентября по 16 октября в Санкт-Петербурге пройдет 29-й Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Этот фестиваль, проходящий в Год театра в России, включен и в основную программу Международной театральной олимпиады. Традиционно фестиваль представит работы ведущих режиссеров современности.
Зрителям не надо напоминать, кто такие Марк Захаров или Эймунтас Някрошюс, Оскарас Коршуновас из Литвы или Пиппо Дельбоно из Италии. Зато впервые принимающий участие в нашем фестивале Серж Нуаль из Франции волнуется — сумеет ли его коллектив завоевать признательность взыскательной публики Петербурга и завоевать ее любовь? Как сумел в свое время это сделать Някрошус.
Его уже нет с нами, к глубокому нашему сожалению и печали. Однако, в отдельную главу фестиваля объединены постановки великого режиссера и его учеников. И называется эта глава — «Някрошус. Продолжение…». Это будет первый фестиваль без этого мастера, человека, который стал для «Балтийского дома» настоящим другом и соавтором. Эти искренние слова прозвучали из уст Генерального директора Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергея Шуба.
Я вчера присутствовала на открытии в выставочном зале театра выставки «Мено Фортас Эймунтаса Някрошюса» и все время было такое ощущение, что режиссер где-то рядом. Здесь представлены авторские рисунки, эскизы, костюмы, элементы сценографии из спектаклей, фотографии и тексты из личных архивов.
Кроме этой экспозиции , посвящением творчеству мастера, было отмечено на пресс-конференции в день открытия фестиваля, станет международная конференция с участием ведущих теоретиков и практиков современного европейского театра, а также нового поколения российских исследователей театрального искусства, творческие взгляды которых во многом сформировались под влиянием театра Эймунтаса Някрошюса.
Одним словом, нынешний Международный фестиваль «Балтийский дом», 29-й по счету, вновь станет не только смотром всего лучшего, что могут предложить театры разных стран зрителю, но и местом встречи культур, диалога о роли театра в жизни человека и , конечно, будет сказано и о путях дальнейшего развития этого вида искусства.
…И вот, первый спектакль, первого дня фестиваля. Большой зал полон. Моё место №13 в седьмом ряду. Московский Государственный театр «Ленком» режиссера Марка Захарова — «Фальстаф и принц Уэльский». Это вольная сценическая фантазия на темы шекспировских комедий и трагедий. На сцене — Дмитрий Певцов, Александра Захарова, Сергей Степанченко. И многие другие прославленные ленкомовцы. Этот спектакль, вернее действия, разворачивающиеся по пьесе, можно применить к явлениям и сегодняшнего дня. Хороши все актеры, но я для себя выделила Александру Захарову, настолько талантливую и непредсказуемую, что любое ее движение, жест, голос не спутать ни с кем. Она — украшение спектакля.