Цирк — сокровищница идей


Наверно не стоит напоминать, но я все-таки напомню, что питерский цирк, цирк Чинизелли, — это единственное в России цирковое здание последней трети 19 века, сохранившееся до наших дней. Его открытие состоялось аж 26 декабря 1877 года.
Царский двор не чинил препятствий развитию цирка в России, легко выдавая разрешения на проведение представлений.
После Октябрьской революции цирки были подчинены Народному комиссариату просвещения. А.В.Луначарский писал, что «ни на минуту нельзя сомневаться, что ловкость и сила большинства артистов цирка, доведенная до предела, сопровождается также изумительного напряжения вниманием, увлекательной отвагой, чертами уже психологическими и при этом чрезвычайно важными».
Почему, я вспомнила об этом, приведя цитату наркома в точном соответствии первоисточника? Потому, что сегодня побывав в цирке на Фонтанке на открытой репетиции программы «Страшная сила» братьев Эдгарда и Аскольда Запашных, москвичей, любящих не только наш цирк, но и наш чудесный город, убедилась, что эти потомственные циркачи постоянно фонтанируют идеями и стараются поинтереснее претворить их в жизнь. И мы рады, когда они приезжают к нам с гастролями.

Цирк - сокровищница идей


Не поверите, но цирк нынче был под завязку забит взрослыми и детьми, влюбленными в это волшебное искусство.
Меня же привело сюда, скорее всего, любопытство: как будет проходить репетиция при народе, как сумеют Запашные держать внимание разновозрастного зрительного циркового зала, что будет доступно и правдиво без блёсток, костюмов, мишуры и раскраски?
Скажу честно, мне настолько понравилась эта открытая репетиция, что моё уважение к труду циркачей (и режиссеров в лице братьев, и артистов: людей и хищников) просто возросло во сто крат. Браво!
… Жокеи на лошадях, акробаты, мастера спорта по спортивной гимнастике, на дорожке, эквилибристы с першами, малышка, полуторагодовалая шимпанзе Гермес, тигры, совсем молодая поросль и постарше, рыжие и белые, а также вальяжно-красивые, уже опытные, львы…. А на манеже всё это время, более двух часов, с 20- минутным антрактом, находились, направляя репетицию, то поучая, то подшучивая, то иронизируя тонко, строгие наставники — два брата Запашных.

Цирк - сокровищница идей


Это еще не все. Была дана возможность зрителям попробовать свои силы на арене в тех или иных упражнениях. И ведь находились желающие. Изъявила желание даже возрастная дама 69 лет, решила попробовать скакать на лошади. Эдгард Запашный недоверчиво спросил, а вообще-то уверенна ли женщина на такой «подвиг», видимо, надеясь, что зрительница откажется. Так нет, не отказалась… Помогли ей сесть на лошадь, пристегнув страховку. Конечно, немного поскакав с восторгом на лице, никаких упражнений не сделав, получил человек удовольствие. Зрители аплодировали…
Вопросы зрителей после каждого репетиционного номера-трюка выслушивались внимательно и на все их был получен подробный ответ.
Рядом с укротителями хищников Запашными во втором отделении работал их воспитанник Илья и чувствовалось, что он не лишний в их команде, что любит этих тигров и львов, но пока такого командного голоса еще набрал. По этому случаю, уже по окончании репетиции, во время пресс-подхода, у меня тоже возник вопрос к Запашным: » Играет ли роль интонация в работе с хищниками?».
Аскольд Запашный сказал, что животные, как и люди, чувствуют интонацию и реагируют на нее. Если хищника оскорбить, ударить, замахнуться оголтело, он запомнит и когда-нибудь припомнит.

Цирк - сокровищница идей


Интонация — тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи, в данном случае, к тем с кем работаешь, говорит о душевности склада дрессировщика.
Есть, конечно, и другие тонкости, у каждого — свой характер, кто-то сразу понимает, что от него требуется, другие капризничают или озорничают..
Без любви к ним, не получится понимания. Это точно…

Цирк - сокровищница идей