«Химическая» связь между нарядом, моделью и окружающим пространством

Правильно считается, что мода время от времени возвращается… Ходила сегодня по залу второго этажа Музея современного искусства Эрарта, где открылась выставка фоторабот итальянки Альберты Тибурци, присматриваясь не столько к лицам, сколько к одежде на моделях и ловила себя на мысли, что такие платья у меня были буквально недавно… А ведь около 100 представленных здесь снимков сделаны автором в 70-80 годах прошлого, 20-го, века.
Насладившись фасонами, обратила внимание, что фотографии обессмертили знаковых людей. Здесь и Хофман, и Альбано с Роминой, и Энди Уорхол и многие другие интересные личности.

"Химическая" связь между нарядом, моделью и окружающим пространством


Захотелось узнать побольше о человеке, который сделал динамичные фотографии. Помогла мне в этом итальянка Ольга Страда, куратор данной выставки, говорящая по- русски (мама ее русская и хотела, чтобы дочь говорила на ее языке с детства), также легко как и по-итальянски.
Альберта родилась в Риме и как-то, гуляя по улицам Вечного города, попалась на глаза представителей модного бизнеса. Так началась ее карьера модели, востребованной fashion-модели. Ее снимали знаменитые фотографы для известных журналов. Однажды один из них — Хиро Вакабаяси — сделал подарок Альберте — фотоаппарат Minolta.
Поначалу , делая фото, принимала это за игру, как вызов самой себе, так как считала, что для такого серьёзного (мужского) дела у нее имеются три «недостатка»: она женщина, она красива, она родилась в Риме. Однако, первые же снимки, сделанные неуверенной рукой, фотографы-профессионалы одобрили, заметив, что она чувствует постановку света и тени, ловит ракурсы интуитивно верно. Позже они ее назвали signora bella luce — королева света. Ведь даже Феллини считал свет основой изобразительного искусства.

"Химическая" связь между нарядом, моделью и окружающим пространством


В итоге, востребованная модель, всё своё увлечение перекинула на работу с фотографированием…модного направления.
В конце 1960-х знаменитый редактор журнала Vogue Диана Вриланд пригласила Альберту в Нью-Йорк, где она становится частью динамичной жизни культурной столицы. Она часто общалась с Энди Уорхолом, бывала на его «Фабрике», снимала его самого. Общалась со звездами фотографии, у которых, как человек наблюдательный, перенимала не столько технику фотографии, сколько ее дух.
Тибурци попадет в мир моды уже не как участник, а как наблюдатель, как фоторепортер. Стала работать для журнала L»Espresso, снимает европейских и голливудских звезд, останавливающихся в Риме.

"Химическая" связь между нарядом, моделью и окружающим пространством


Надо отдать должное Альберте, она лично следила за съемочным процессом от начала до конца, сама отбирала моделей, проявляя свойственную ей интуицию. Снимала же она в самые годы расцвета высокой моды в Италии, когда итальянские кутюрье гремели на весь мир.

Обратите внимание, когда придете на выставку, женщины на фотографиях Тибурци свободны, современны, энергичны, чувственны, как бы существуют в согласии с окружающей средой.
Но это не все о Тибурци. Альберта сыграла сама себя в фильме английского режиссера Питера Уайтхеда «Падение». Она также стала прототипом женщины-фотографа в триллере Ирвина Кершнера «Глаза Лауры Марс» (1978). Роль фотографа сыграла Фэй Данауэй.

Кстати.
В Эрарта — это первая персональная выставка Альберты Тибурци- культовой итальянской модели., в Санкт-Петербурге. В Москве в мультимедиа Арт-музее она была представлена раньше, в рамках 12-ой Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021».