Юбилейный XХV Международный фестиваль современного танца Open Look

С 14 по 19 августа 2023 года в Санкт‑Петербурге проходит юбилейный XХV Международный фестиваль современного танца Open Look. В центре программы фестиваля премьеры и спектакли, созданные специально к юбилейной дате.

Open Look – старейший в России международный фестиваль современного танца. Основанный Вадимом и Натальей Каспаровыми в 1999 году Open Look прошел большой путь становления от летней танцевальной школы до крупнейшего отечественного форума современного танца. Ежегодно фестиваль представляет тренды в современном танце и смежных дисциплинах (перформансе, кинотанце, мультимедиа).

Знаковым событием фестиваля станет премьера спектакля «Диалоги» Ольги Поны, лидера Челябинского театра современного танца и давнего друга фестиваля. Первый показ этой постановки состоится именно на Open Look (18 августа).

Среди участников Open Look – коллективы из Санкт‑Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Краснодара, Челябинска, Костромы, Новосибирска, Беларуси, Армении. А открылся фестиваль 15 августа спектаклем «Вместе поодиночке» в постановке московского хореографа, победителя фестиваля «Танцсоюз» Виктории Арчая (Компания современного танца Libertatem). Публику ждала чувственная хореография, виртуозное исполнение, искренняя и проникновенная история о поиске баланса, точки опоры в новых обстоятельствах.

Необычный жанр брейкинг-живописи представил петербургский танцхудожник Николай Владимиров (16 августа). Перформанс «Сейчас Навсегда» – это абстрактный экспрессионизм в танце, живопись действия и движения. В фойе Новой сцены автор в ритме ломаного танца он рисовал своим телом на холсте в сопровождении ударных.

Московский хореограф Светлана Шуйская задается вопросом: «Могу ли я полюбить другого сильнее, чем себя?» (Танцевальная компания «tout le corps/ всем телом»). Перформанс «Терки» (16 августа) – танец-диалог о разных стадиях взаимоотношений мужчины и женщины. В его основу легли реальные истории людей, а вдохновением послужили громкие расставания Марины Абрамович и Улая, Джонни Деппа и Эмбер Херд, Брэда Питта и Анджелины Джоли.

«Хореографией отношений» называет свой перформанс новосибирский хореограф Андрей Короленко. В постановке «Хрупкое» (16 августа) автор исследует, как в движении выстраиваются связи между четырьмя танцовщиками, как возникает их общее тело. Перформанс создан при содействии Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva и Дома культуры «ГЭС-2».

17 августа высказывание на тему внутренних «фантомов», мешающих человеку двигаться вперед, представил в спектакле Fantomus vulgaris екатеринбургский хореограф Александр Гурвич (Танцевальная компания «Окоем»).

С первых лет Open Look формировал взгляд в будущее – генерировал идеи, показывал ориентиры и перспективы, открывал широкой публике молодых талантливых хореографов и поддерживал их. В 2015 году таким открытием стала краснодарская танцевальная компания «Воздух», а в 2020 – самобытный хореограф Ксения Бурмистрова, начавшая свою профессиональную деятельность в этом коллективе. На нынешнем фестивале Ксения представила свою новую работу – моноперформанс «Все нормально» (17 августа), поставленный на участницу компании «Воздух» Любовь Перову.

Впервые в фестивале принимает участие Центр современной хореографии Надежды Кошкар (Минск, Беларусь). В спектакле «Локсар» (18 августа) хореограф размышляет на сложную тему – о диссоциативном расстройстве личности, выборе между принятием себя либо борьбой с собой. 

Ярким событием фестиваля стала программа гостевых спектаклей. Среди них – «Колыбельная для Маяковского» в постановке и исполнении опытных московских хореографов Виктории Янчевской и Александра Исакова («ЯТеатр»). Спектакль не является жизнеописанием Маяковского. Это исследование эмоционального состояния личности поэта через тело, сокровенный диалог, путешествие в мир чувств, в котором Маяковский представлен в образе «глыбы» и в то же время уязвимым и сомневающимся человеком (17 августа).

В день закрытия фестиваля (19 августа) Театр современного танца «Каннон Данс» покажет программу премьер, созданных в сотрудничестве с зарубежными хореографами: спектакль «Бар.Око» в постановке венгерского хореографа Лоранда Закара и «Бессердечность» в постановке Лилит Акопян (Армения-Германия).

По традиции важной частью фестиваля станет насыщенная сопроводительная программа (лекции, мастер-классы, лаборатории, презентации, фотовыставка и др.). Ее центральное событие – Форум современного танца «Открытый взгляд» – собрал продюсеров, художественных руководителей и директоров театров танца, драматических театров, фестивалей современного танца и театрального искусства. На протяжении трех дней (17–19 августа) участники будут обсуждать вопросы управления и развития творческого коллектива, фестивального менеджмента, стратегии продвижения и др. И, конечно, не обойдут решение Союза Театральных Деятелей исключить из номинаций «Золотой маски» современный танец. «К сожалению никто у комьюните — у людей, которые непосредственно занимаются современным танцем — не спрашивал. Это говорит о том, что отношение к современному танцу не очень серьезное, — заявил Вадим Каспаров. — «Золотая маска» — это одна из важнейших платформ в России, которая позволяла на федеральном уровне заявлять о новых открытиях, о  новых именах, которыми мы сейчас гордимся. Мне кажется, что это решение не очень продуманное». Добавлю, что контемпорари данс — наиболее живой, интересно развивающийся сейчас хореографический стиль. «Мы будем писать от имени фестиваля по его итогам писать письмо в СТД на имя Калягина, чтобы данное решение не принимали. На мой взгляд, это сильно подорвет развитие современного танца» — добавил Каспаров. Хочется надеяться, что фестиваль станет еще одним веским аргументом в защиту современного танца, у которого масса поклонников, о чем свидетельствуют аншлаги на спектаклях при достаточно дорогих билетах.