Вы знаете такого художника Фармаковского? Лично я, сознаюсь, не слышала о нем и не видела его работ. Можно меня осуждать, можно корить, можно возмущаться, как так, мол? И, чтобы наверстать упущенное в знании своем, откликнулась на приглашение пресс-службы РМ, посетила Садовый вестибюль Михайловского дворца, где 14 марта открылась выставка «Мстислав Владимирович Фармаковский. К 150-летию художника» (1873-1946).
Выставка небольшая, камерная. Здесь выставлены около 15 произведений живописи и графики, архивные материалы, среди которых — рукописный журнал Историко-бытового отдела «Чугунная Шляпа». Меня тронули представленные в экспозиции небольшие пейзажи «Река Коростель» и «Осенью в парке. Петергоф», автопортрет самого художника, а также графические эскизы автора.
Интересным и познавательным показался и фильм о Фармаковском.
Да и сама жизненная стезя, ее зигзаги в судьбе Мстислава Владимировича, сложилась вполне достойна. Правда, не считая, одного случая за свои взгляды ему случилось оказаться в ссылке в Ярославле.
А в целом жизнь сложилась пристойно. Родился в Вятке, в семье просветителя и мецената, занимавшего должность инспектора народных училищ в Симбирской Губернии под руководством Ильи Ульянова (отца Владимира Ульянова-Ленина).
В 1890 году Мстислав окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе и Одесское художественное училище, а также учился в Дюссельдорфской Королевской Прусской Академии художеств. Хотя любил археологию и даже участвовал с юных лет в экспедициях, но в итоге сделал выбор в пользу искусства. Два года прожил в Париже и там получил две первые премии на конкурсе Морской лиги Франции за картоны с эскизами витражей на морскую тематику.
Вернувшись в Петербург Фармаковский работал учителем, инспектором гимназий, получая заказы от Императорской археологической экспедиции. В советские годы занялся научной и хранительской работой в Русском музее и преподаванием в Институте истории материальной культуры РАН, а потом стал работать в историко-бытовом отделе Русского музея. Он известен благодаря работе в области музейного учета и хранения, реставрации и климатологии.
В годы ВОВ Фармаковский занимал должность главного хранителя и посвятил свою жизнь сохранению не эвакуированной из Ленинграда коллекции Русского музея.
Долгие годы живописное наследие живописца, графика, искусствоведа, археолога,, главного хранителя Государственного музея блистательного художника эпохи «серебряного века», главного хранителя Государственного Русского музея Мстислава Фармаковского не афишировалось и было практически забыто. Нынешняя выставка — дань памяти выдающемуся сотруднику Русского музея.
а
б
Заглавное фото: Автопортрет. Мстислав Фармаковский