Натурально, без идеализации


Во второй половине 19 века в России появилось реалистическое направление в русской живописи, основанное передвижниками, т.е. художниками реалистами, участниками передвижных выставок ( из Большого Толкового словаря русского языка)
21 марта 2024 года в Михайловском замке Государственного Русского музея начнет действовать выставка «Рисунки и акварели передвижников». Накануне открытия выставки мы с коллегами из СМИ внимательно рассмотрели экспозицию из 100 графических произведений передвижников из коллекции Русского музея и частного собрания селекционера и мецената Алексея Егорова (за что ему огромная благодарность!).

Натурально, без идеализации


К удовольствию посетителей выставки есть возможность познакомиться с уникальными и редко экспонируемыми работами Репина, Левитана, Крамского, Ге, Шишкина и многих других известных художников 2-й половины 19 века.

Натурально, без идеализации


Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) объединило мастеров, убежденных в том, что искусство способно влиять на духовный мир человека, а передвижные выставки позволят приобщить к искусству больше людей. Здесь в основном экспонировали живопись, графические произведения и скульптура появлялись эпизодически. Показ рисунков передвижников изолированно от живописи позволяли по-новому взглянуть на явление.

Натурально, без идеализации


Художнику стало важно показать человека таким, какой он есть, не идеализируя его образ, показать его внутренний мир со всеми его психологическими тонкостями.
Но социальная проблематика затронула не всех передвижников. Устав Товарищества практически ничего не запрещал, главное условие все же было — предоставлять только те произведения, которые еще нигде не экспонировались. Бытовой и исторический жанры имели место быть, как и портреты.

Натурально, без идеализации

На выставках 1870 -х преобладал пейзажный жанр, при этом ряд художников имели яркую индивидуальность, собственный, хорошо «узнаваемый» почерк. Это было время расцвета для передвижников, — обо всех этих тонкостях поведал нам мэтр искусствоведения Русского музея Григорий Наумович Голдовский.

Натурально, без идеализации


Но, несмотря на расширение круга талантливых художников-жанристов, время от времени возникало противостояние передвижников, некоторые, к примеру, живописец, пейзажист профессор пейзажного класса Академии художеств М.К. Клодт (кузен «нашего» любимого скульптора, творца коней на Аничковом мосту) даже вышел из Товарищества в результате конфликта, связанной с техникой творческой культуры Архипа Куинджи.( Две работы представлены на выставке : лес и портрет карандашом жены художника).

Натурально, без идеализации


(Мне лично нравится манера подачи живописи Куинджи, она значительно «легче» в том же лесу, чем у Ивана Шишкина, хотя оба художника достойны признания, но «почерк» у каждого свой).
Раз я упомянула Петра Клодта, то, когда придёте на эту выставку, обратите внимание на карандашный портрет скульптора ( автора не только коней, но и памятника Крылову в Летнем саду), сделанный его сыном Михаилом, тоже художником, спустя 10 лет после кончины отца. На заднем плане рисунка — любимый Петербург и его работы.

Натурально, без идеализации


Кстати.
В собрании Русского музея рисунки передвижников представлены наиболее полно. Это дало возможность отобрать для выставки характерные и яркие произведения Экспозиция в Михайловском замке построена по хронологическому принципу и позволит познакомиться со всеми периодами существования Товарищества передвижных художественных выставок.

Натурально, без идеализации