Открытие после реставрации беседки «Храм Озириса и Изиды» и артезианского колодца «Посейдон» в Музее-усадьбе «Пенаты»

5 августа в Музее-усадьбе И.Е.Репина «Пенаты» состоялся традиционный праздник в честь дня рождения художника (он родился 24 июля/5 августа по новому стилю 1844 г.). К этому дню было приурочено торжественное открытие после реставрации беседки «Храм Озириса и Изиды», а также артезианского колодца «Посейдон». Тем самым были закончены работы по реставрации всех малых архитектурных форм в парке усадьбы. Ранее были отреставрированы  и восстановлены мостики через пруды и уникальная башенка «Шехерезада».

Открытие после реставрации беседки «Храм Озириса и Изиды» и артезианского колодца «Посейдон» в Музее-усадьбе «Пенаты»

О проделанной работе и о планах на будущее мы попросили рассказать хранителя фонда Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» Веру Евгеньевну Ловягину

 — Сейчас у нас закончилась реставрация садовых построек. У нас осталась самая большая проблема – реставрация дома. Мы надеемся, что в следующем году к 180-летию дом все-таки отреставрируют и он предстанет в той самой красе, каким был при жизни Ильи Ефимовича Репина. Дом, хоть и восстановленный, но восстанавливался он по фундаменту, который был расчищен после разрушения репинского дома. Не восстановлена была только хозяйственная часть.


Почему?


— Во-первых, внутри хозяйственной части при жизни Репина не было сделано ни одной фотографии и мы не знаем, как выглядели интерьеры, а во-вторых, когда Наталья Борисовна писала завещание, она просила хозяйственную часть разрушить. Она же не знала, что произойдет революция, вторая мировая война, что дом будет разрушен. И когда она в завещании писала, что
в этом доме после ее смерти нужно устроить дом-музей великого русского художника Репина, вот тогда она и завещала разрушить хозяйственную часть. Ну и собственно в послевоенные годы стали восстанавливать только ту часть, которая ныне существует.


В чем будет заключаться реставрация?


— Это же деревянная постройка. Деревянные постройки требуют постоянного ухода и, поскольку этого долгое время не происходило, а в доме, естественно, очень много деревянных фрагментов, бревен, то они подгнили и их нужно менять, нужно менять обшивку, нужно менять окна, нужно производить косметический ремонт внутри, потому что много покрашенных стен облупилось. Конечно, нужно менять стеклянную кровлю, потому что это произведение 62-го года, и сейчас уже более современные технологии для того, чтобы не было протечек. Потому что главная проблема этого дома – под
стеклянной крышей – это то, что при осадках часто бывают протечки.


— А при Репине как было?


— Думаю, крыша была устроена конструктивно немного иначе. Во всяком случае при Репине не было ни одного воспоминания, где что-то где-то течет. Было очень холодно, поскольку очень много стекла в доме. Но протечек не наблюдалось. Здесь все было очень грамотно сделано, потому что Репину в строительстве крыши помогал его сосед инженер Вадим Платонович Стаценко, который жил напротив. Его инженерная мысль была воплощена в жизнь.


— А территория полностью принадлежала Репину?


— Когда в 1899 году Репин для Натальи Борисовны купил этот дом, участок составлял меньше гектара – 800 квадратных метров, здесь были соседи на территории теперешнего участка, но Илья Ефимович тем или иным образом всех выселял и расширял свой участок, и он расширился до двух гектаров. А сейчас это 2, 8. То есть почти три гектара.

Открытие после реставрации беседки «Храм Озириса и Изиды» и артезианского колодца «Посейдон» в Музее-усадьбе «Пенаты»


Что сейчас восстановлено?


— «Башня Шехерезады», …


Расскажите поподробнее о ней.


— Понимаете, какая вещь.. Появление самых разнообразных построек,
которые здесь присутствуют, они, на первый взгляд, странные – «Храм Озириса и Изиды», «Башня «Шахерезады», «Колодец Посейдон», пруд «Большой простор», «Площадь Гомера» — это все имена собственные, придуманные владельцами. «Башня «Шехерезады» была построена на самой высокой точке усадьбы –  на Чугуевой горе. Возвышается где-то на 12 метров над уровнем земли и стоит на вершине. Башня построена по образу и подобию запорожских смотровых башен. Поскольку тема запорожцев всегда волновала Репина, поэтому он и построил эту башенку. Для него она служила смотровой площадкой, чтобы любоваться финским заливом. Сейчас мы этого не можем сделать, поскольку очень высокие деревья вокруг выросли. Стволы деревьев только видим. А при Репине можно было спокойно смотреть на финский залив. Мало того, там даже одно время стояла подзорная труба и можно было любоваться звездами, а Репин прекрасно знал и любил астрономию, подробнейшим образом изучал звездное небо, знал все созвездия. Еще и писал там кое-какие этюды. Вообще конечно, эта башня носила больше декоративный характер. Когда сюда приезжали гости, они всегда фотографировались возле нее. Мало кто поднимался, но особенностью этой башни еще является и то, что у нее такие удивительные необычные ступени, которые называются «гусиный шаг», то есть они как бы урезаны под ступню, чтобы удобно было подниматься по крутым ступенькам. Точно такие же ступени есть при подъеме на башню в «Здравнево». У него же была еще одна усадьба, которую он приобрел в 1891 году для своей семьи в Белоруссии и названа она была «Здравнево».Там он также обустраивал территорию. Это был такой летний дачный домик и башенка, а на нее ведут такие же ступеньки. Его архитектурные придумки путешествовали из «Здравнева» к нам.

Открытие после реставрации беседки «Храм Озириса и Изиды» и артезианского колодца «Посейдон» в Музее-усадьбе «Пенаты»


— А колодец тоже отреставрирован на сегодняшний день?


— Да. Он был 72 метра глубиной. Илья Ефимович и Наталья Борисовна, уж не знаю, кто в большей степени, были чрезвычайно прогрессивными людьми. Они всегда следили за технологиями, новшествами, которые внедрялись. У них, например, были стиральная машина, пылесос. Это громоздкие вещи, но они у них были, и ими пользовались. Есть воспоминания работников, не
прислуги, (так нельзя было называть людей, которые помогают в работе по дому), работники без всякого удовольствия крутили две тяжеленные ручки в стиральной машине и стирали белье не руками. Я это говорю к тому, что этот
абиссинский колодец был построен как раз как ноу-хау. Потому что в 1905 году в Красном селе был проведен эксперимент по созданию колодца с артезианской водой именно по абиссинскому способу. Абиссинский способ был разработан одним англичанином во время войны в пустыне, когда Англия воевала в Африке, и этот способ добычи воды был самым простым для солдат – когда обсадная труба забивается, потом следующая труба, и так до того состояния, пока не
пойдет вода естественным напором. И здесь они это повторили.


То есть при нем так же труба торчала?


— Да. Так де труба торчала. Точно такая же труба. При чем сейчас мы восстановили кран точно в таком виде как, он был при Репине. Есть фото, где Репин стоит на фоне колодца «Посейдона» и отводная труба внизу, видимо для набора воды в ведра, а из основной вертикальной трубы вода наполняла саму чашу, чтобы из чаши вода текла в пруд «Такой простор». И на конце трубы была
накручена лейка как душевая. Есть воспоминания, что Репин принимал ванны в этой холодной воде – он любил закаляться и не исключено, что использовал как душ. Колодец мы открыли тоже сегодня, колодец тоже отреставрировали.
Реставрационные работы завершены. Бетонная чаша имела довольно серьезные трещины и подтеки, труба тоже была в плохом состоянии. Заменили все канализационные системы.


Теперь о втором открытом сегодня объекте.


— А храм «Изиды и Озириса» строился как театральная площадка. Там от храма ничего нет и от древнеегипетской мифологии тоже мало что, за исключением, пожалуй, фрагментов в виде лотосов и солнца лучистого Ра. Но здесь все говорило о том, что в этом доме все нацелено на то, чтобы сохранять домашний очаг. Ведь боги Осирис и Исида — боги плодородия, земли, домашнего очага. Ведь Осирис и Исида, если вспомнить легенду, как символ преданности и сильной любви говорит о том, что в этом доме царит любовь. Пенаты тоже боги домашнего очага, только римские. 


Сколько времени заняла реставрация садово-паркового ансамбля?


— Долгим процессом был процесс подготовки: обследование, составление документации, написание исторических справок. Сама реставрация началась в прошлом году и в этом году закончилась.

Открытие после реставрации беседки «Храм Озириса и Изиды» и артезианского колодца «Посейдон» в Музее-усадьбе «Пенаты»



Текст и фото: Ирина Сорина