В моем любимом Музее современного искусства «Эрарта» — очередная новая выставка. Выставка, которая меня вначале ввела в некоторый шок. Обошла зал 5 этажа, где расположены около 60 картин и их «сопровождение» (о нем попозже) несколько раз (в это время художник давал интервью ТВ), пытаясь понять и прочитать тексты. А тексты непростые, рубленный стих Маяковского ни с кем не перепутаешь. Немного успокоилась, поскольку «Окна Роста» — плакаты с подписями мне симпатичны были всегда. Здесь тоже почувствовала, наконец, какое-то созвучие, но… этот вид искусства, представленный в экспозициях «Эрарта», мне был не совсем понятен и требовалась помощь. И, как всегда, куратор выставки Владимир Назанский взял надо мной шефство и ввел в курс дела.
… В произведениях Игоря Новикова — характерный прием и он делает его узнаваемым: использование человечков-пиктограмм, внедренных в пространство известных пейзажей или в городскую среду. Эти пиктограммы выступают у Новикова также еще в виде отдельных субъектов. Эти человечки напоминают персонажей, сбежавших с предупреждающих дорожных знаков и прихвативших с собой все, что было под рукой. Правда, в отличие от безучастных символов на дорожных знаках пиктограммы художника с мировым именем несут в себе заряд энергии: каждый из них находится в действии, и вместе они бодро осваивают новые территории, как бы подминая под себя.
Армия человечков, каждый из которых, выполняет свою специальную функцию. Их нельзя назвать безликими. Они хотят донести суть не лицом своим, а фигурой и ее положением в пространстве, при этом не единично, а массой.
Спросила у Владимира Назанского про цитаты из стихов Маяковского, которые присутствуют при картинах. Что это? Задумано автором? Оказывается, нет, подобная задумка появилась у них самих, эрартовцев, и она нашла понимание художника Игоря Новикова. Он согласился с этой вольностью — ведь многие его работы уже выглядят шуткой.
Однако, заметил куратор выставки, не нужно воспринимать соседство картинки и текста, как комикс: многие работы Новикова способны навести ДУМАЮЩЕГО зрителя до РАЗМЫШЛЕНИЯ.
… Когда Игорь Новиков освободился от телевизионного интервью, разговор о выставке я продолжила уже с ним.
— Задача молчаливых человечков проста и понятна — быть авангардистом перемен, меняющих не саму действительность, а ее прочтение в духе «Приказа по армии искусств» Владимира Маяковского.
Довольно
громких истин
из сердца
спрос вытри.
Улицы —
наши кисти,
площади —
наши палитры.
Российско-швейцарский художник, действительный член Русской Академии художеств, родился в 1961 году в Молдавии, в семье художника Алексея Новикова. После окончания Московского государственного академического художественного института им.В.И.Сурикова примкнул к движению позднего нонконформизма конца 80-х и стал одним из основателей знаменитого московского арт-сквота в Фурмановском переулке. С 1990 года живет в Швейцарии, где он был по 1993 год стипендиантом ЮНЕСКО, работал в творческих мастерских Ле Корбюзье.
Регулярно бывает в России. В 2017 году — художник был награжден золотой медалью РАХ, в 2019 — получил здесь же в Российской академии художеств серебряную медаль.Работы Игоря Новикова экспонируются в Европе и России, продаются на аукционах. Работы его представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, Бернском художественном музее, музее Людвига в Будапеште и других странах. Есть они и в частных коллекциях по всему свету.
а