Выставка «По ту сторону» — первый проект галереи Flor et Lavr в Санкт-Петербурге

/ ПО ТУ СТОРОНУ / ON THE OTHER SIDE

FLOR ET LAVR GALLERY X YARD RESIDENCE

25/04/2022 22/05/2022

Выставка «По ту сторону» — это первый проект галереи Flor et Lavr в Санкт-Петербурге. Фрол Буримский представляет в пространстве Yard Residence живопись и графику нескольких молодых узбекских художников, уже знакомых московской публике: Лазизы Тулагановой, Нигины Мирзаджановой, Джамы Адилова, а также несколько графических листов и батик Алексея Кадырова, впервые участвующего в проектах галереи.

По сравнению с прошлогодними московскими выставками, это совершенно другая история. Мир в одно мгновение стремительно перевернулся, и вновь он вряд ли станет прежним и привычным. Возникло впечатление, что одной из самых актуальных моделей поведения становится популярная классификация американского психолога Элизабет Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Но так ли это? Есть ли выход из ситуации, которая сложилась во всем мире? Разорванные связи, недоверие, паника, страх, крушение надежд, осознание близости смерти – можно ли жить с таким грузом, как способен в таких условиях жить и работать любой думающий, творческий человек? Фрол Буримский находит эмоциональный отклик на эти вопросы в работах ташкентских художников, созданных на протяжении последних десяти лет.

Камертоном выставки стала фантасмагорическая живопись Джамы Адилова. Первое ощущение от больших холстов и картонов – экзистенциальный ужас. Монстр, пожирающий маленького человека – или фортепиано, на котором не в силах играть музыкант в мире, мгновенно утратившем гармонию, в мире, где музы должны молчать? Однако, как из духа музыки рождается трагедия, так и те существа, которых уже захватила в свои объятия смерть, явно не собираются сдаваться. И творец, уже готовый опустить руки, способен найти выход и рассказать о нём зрителю.

Графический цикл на черной бумаге Нигины Мирзаджановой – это скетчи-состояния, высказывания, которые можно собрать, как пазл. Рассыпающийся, перевернутый вверх тормашками мир – и человек, который пытается найти новую точку опоры и место в нем. Нигина утверждает: «Дом там, где ты, дом у нас в сердце, пока твое сердце бьется, у тебя есть дом. Никто не запретит мысли, никто не запретит свободу, что живет в нашей душе».

Красный и синий цвет в живописи Лазизы Тулагановой традиционно символичен – сегодня он звучит, как Тревога и Умиротворение. «У каждого человека бывают такие минуты, когда он смотрит в одну точку и ни о чем не думает. Ни телефона, ни людей рядом, ничего, что могло бы нарушить этот покой. Несколько минут или даже секунд тишины. Словно перезагрузка. А после человек снова возвращается в жизнь, снова продолжит думать и, следовательно, существовать», — говорит художница.

Квадриптих «Стая» Алексея Кадырова в технике горячего батика был сделан почти десять лет назад. Техника предполагает поэтапное окрашивание шелкового полотна с рисованием горячим воском по слоям, прокрашенным разными цветами. Воск — это резерв, который в конце работы смывается, и можно увидеть задуманную автором цветную композицию. На тревожно переливающемся огненно-красном фоне – контрастные силуэты собак и человек на четвереньках. Художник рассуждает об идее произведения так: «Насколько мы животные? Следуем инстинктам, собираемся в стаи, бежим по следу (или по кругу?). «Мы с тобой одной крови?» — венцы творения или обыкновенные животные?»

Силуэтная графика Алекса звучит иначе. Она напоминает скорее о классических ренессансных фигурах или персонажах Петрова-Водкина, идеальных, спокойных – и поэтому внезапно диссонирующих с происходящим вокруг.

У каждого художника в этом проекте, как и у зрителя, который непременно вступает с произведениями в диалог, – свой язык, свой путь. Важно оставаться человеком,  работать, творить, не утратить воли к жизни и любви, как бы это ни казалось трудно или невозможно.

Будь, что будет – и делай, как должно. Смотри, чувствуй, мысли – а значит, живи.